Светлана Немоляева: Человек – равноправная часть мира

Светлана Немоляева

Светлана Владимировна, я бы предложил начать с определения: «цивилизованный человек» для Вас – это кто?

С.Н.: Я не буду особенно философствовать относительно этого определения. Для меня цивилизованный человек – это человек образованный, начитанный, хорошо знающий историю, литературу. Человек, который имеет высокие моральные принципы и бережно относится к людям: родителям, детям, друзьям, соратникам.

Человек стремится к цивилизации, и сегодня мы пришли к достаточно высокому ее уровню, но, как мне кажется, цивилизованней от этого не стали. А Вы как думаете?

С.Н.: Технологический прогресс мы наблюдаем стремительный. За последнее столетие мир стал другим – мы очень многое изобрели. Когда я была девочкой, подростком, а после и студенткой, мир был совершенно непохожим на сегодняшний. Не было ни телевидения, ни телефонов мобильных, ни интернета. Цивилизация колоссально шагнула вперед, и очевидно, в будущем этот прогресс не остановится. Каждый век приносит свои плоды цивилизации. А всего двести лет назад Александр Пушкин не знал железной дороги…

И «железного занавеса»…

С.Н.: Вот тут, к сожалению, никакого прогресса нет. Каждый век имеет свои конфликты… Но я не могу сказать, что человек стал хуже. Человек, в принципе, каким был создан Богом, таким и остался. В нем есть и добро, и зло, жалость и жестокость, любовь и ненависть, зависть и доброта. Читая литературу, например, Плутарха, который писал историю Римской империи, я сталкиваюсь с теми же слабостями и пороками людей. Человек не меняется – все его качества остаются при нем. Поэтому вся древние произведения искусства понятны нам и сегодня. А хуже или лучше будет человек (или общество), зависит от того, в какой среде он (оно) формируется. Вектор души человека склоняется в ту сторону, в которую его направляет цивилизация или собственные предпочтения. И здесь огромное значение имеет религия. Потому что религия не отступает от своих постулатов на протяжении веков. Например, христианская религия призывает человека стремиться к лучшему, верить в добро, делать добро. Наша православная религия очень милосердна. Она ведет человека к личностному прогрессу. И если он следует ей, то остается в поле добра. Ведь человек, совершив один добрый поступок, хочет еще и еще раз подобный поступок сделать. А если человек безнаказанно творит зло, его уже ничего не остановит.

Светлана Владимировна, но есть же мнение, что религия тормозит цивилизацию. И тому есть подтверждения, например, можно вспомнить Коперника…

С.Н.: Религия, конечно, статична – она твердо зиждется на собственных постулатах. Но большой спорный вопрос – что лучше: отвергать эти постулаты или придерживаться их? И хотя это разговор не моих знаний, мне кажется, что современная православная религия помогает даже прогрессу. Или, как минимум, не мешает. Развитию науки, скажем, медицины или даже атомной энергетики православие никак не препятствует. Религия обладает собственным умом и внутренней силой, чтобы не вмешиваться в эти процессы. Она живет своим замкнутым миром. И самое удивительное – о чем я не задумывалась в молодости – то, что коммунистические постулаты были очень схожи с заповедями Христа! Поэтому, несмотря на гонения на церковь, которые были в первые годы советской власти, и атеизм, активно проповедовавшийся в стране, наша религия не погибла.

А в юные годы Вам хотелось плодов цивилизации, которых советская молодежь была лишена?

С.Н.: Годы моего становления пришлись на уникальное время. Только сейчас, по прошествии лет, можно сформулировать его особенности и по достоинству их оценить. А время это «шестидесятников» было временем бессребреников, опять же – как по Христу! И это опять же удивительно. Заработать деньги в то время было невозможно, и поэтому о них никто и не мечтал. Примерно все жили в одинаковых условиях. Очень редко у кого были отдельные квартиры, я уж не говорю об автомобилях. Хорошо, если был телефон. А уж если удавалось достать холодильник – это было счастьем. Я жила и без холодильника, и без машины – и меня это нисколько не беспокоило. Меня беспокоил театр, роли, меня беспокоило кино – я хотела сниматься. У меня, и не только у меня, а у всего моего окружения, были приоритеты, не связанные с материальными благами. Наше творческое сообщество было очень счастливым.

С высоты Вашего жизненного опыта можете ответить: плоды цивилизации приносят счастье?

С.Н.: Это вопрос риторический. У людей разные требования к жизни: кому-то для счастья нужна вилла, элитная квартира, возможность жить за границей. А у кого-то есть богатство, но нет удовлетворения, потому что нет применения таланту. Нет реализации – вот и счастья нет. Большой вопрос – что лучше: быть очень богатым или очень талантливым. И если талант есть, то он, конечно, должен быть реализован, выражен и оценен, тогда приходит гармония. Цивилизация дает много благ. Например, я в любое время могу позвонить своим близким. А раньше я не могла позвонить собственной маме, когда захочу. На гастролях, в командировках постоянно приходилось искать возможность позвонить, выстаивать очереди к телефону. Раньше мы не имели свободного доступа к информации. А сейчас благодаря интернету у нас такая возможность есть.

А Вы пользуетесь интернетом?

С.Н.: Сама – нет, но у меня дети очень продвинутые в этом отношении, и я всегда могу к ним обратиться.

Как Вы относитесь к информационному мусору, к культу потребления и прочим побочными явлениям современной цивилизации?

С.Н.: Сама я всегда умеренно относилась к покупкам – «шмоточницей» не была. Слава богу, чаша сия меня миновала. И внучка моя шопоголизмом не страдает. Я считаю, что страсть к покупкам очень обесценивает человека, очень его упрощает, обедняет и обезличивает. А сколько времени это отнимает! Что касается телевидения, то без него сегодняшний мир уже трудно представить, как и без самолетов, например. Но вреда от телевидения немало: избыток информационного мусора, оболванивание зрителя. Этим же грешит и интернет. Более того, он уводит человека от реальности – об этом очень часто говорят. Люди, особенно молодые, уходят в виртуальный мир и погружаются в виртуальные отношения. Я же росла совершенно в другом обществе. Мы собирались большими компаниями, и нам было страшно интересно вместе. Как сегодняшние молодые люди дня не могут прожить без телефона, так мы не могли друг без друга. Нас формировали люди, а не виртуальная реальность. Интернет оставляет человека одного. Конечно, техническая подкованность в некоторых случаях помогает ребенку подняться на уровень гения, но большинство людей попросту вязнет в интернет-болоте. И человек, если не тонет, то пробуксовывает – годами топчется на месте. Такова, к сожалению, изнанка цивилизации.

Можно ли сказать, что люди стали рабами цивилизации?

С.Н.: Да, можно так сказать, конечно. Хотя это всегда двусторонний процесс. Что лучше: тот наивный чистый мир, который создала природа, где человек лишь его равноправная часть, или тот мир, в котором плоды, продукты цивилизации получают власть над человеком. Недаром все больше людей сегодня уходит жить на природу – в тот мир, который создан не человеком.

Достижения науки дают человеку ощущение всевластия. Человек ставит себя выше природы...

С.Н.: «Хозяин жизни», «хозяин природы» – это какой-то литературный образ. Я не думаю, что человек в прямом смысле чувствует себя хозяином природы, скорее, не замечает того факта, что он лишь ее малая часть. Воспринимает природу как данность – независимо от того, где родился. Кстати, если человек чувствует себя гармонично в той стране, в том климате, где появился на свет и вырос, если ощущает идентичность со своей Родиной – это большое счастье! А

Вам сейчас гармоничнее на даче или в городе?

С.Н.: На даче. Я очень люблю природу, люблю цветы, люблю деревья, воду, лес. Конечно, сказывается и специфика моей работы. Я всю жизнь очень много общаюсь с людьми, всю жизнь «на людях». Поэтому хочется уединения, и на даче я могу себе это позволить. Здесь живу в полной гармонии с природой, и для меня это естественно. Раньше я с удовольствием работала в саду – получалось мало путного, но сам процесс меня увлекал. С мужем моим Сашей Лазаревым мы были «страшными» грибниками – я обожаю грибы. Но сейчас все это в прошлом – стало тяжело. Просто гуляю в лесу и чувствую себя очень гармонично. Павел Соседов

 

Поделиться статьей:
декабрь - январь 2024

Человек живет не тем, что он съедает, а тем, что переваривает. Это одинаково справедливо как для ума, так и для тела.

Бенджамин Франклин

Читать номер