В культурах мира, среди моделей интимных отношений явное преимущество имеет модель, соединяющая секс с любовью.
В жизни любого общества огромное значение имеет сексуальное поведение, то есть совокупность поступков, психических реакций, переживаний, установок, половых отношений, связанных спроявлением и удовлетворением половых влечений. В разные эпохи и у разных народов взгляды на сексуальные отношения заметно менялись. Несколько десятков лет назад в Западной Европе и США произошел процесс, получивший название сексуальной революции. Спустя примерно три десятилетия эта своеобразная революция добралась и до России. Специфика сексуальной революции заключается в полной раскрепощенности и независимости половых связей от семейных традиций, религиозных норм, взглядов общества, сложившихся в прошлом. Сексуальную революцию нельзя оценивать по принципу «хорошо или плохо». К ней необходимо относиться как к объективному массовому процессу, который, несомненно, будет изменяться, эволюционировать и постепенно приведет к тому, что на некоторое время сформирует определенные моральноэтические и правовые нормы. Элементы этих норм уже можно наблюдать в некоторых европейских странах, где законодательно разрешены однополые браки и семьи геев и лесбиянок обладают всеми гражданскими правами. Тем не менее всплеск сексуальности преимущественно в молодежной и подростковой среде, беспорядочные половые связи, нетрадиционный секс имеют ряд серьезных отрицательных последствий, которые общество не может игнорировать. Чтобы понять сущность сексуальной революции, целесообразно обратиться к сексуальным традициям прошлого и настоящего в разных культурах.
Секс в культуре Африки.
Во многих странах Африки принадлежность к различным ветвям христианства или ислама обусловаивает установки относительно секса, однако существует ряд черт, отличающих так называемую культуру Черной Африки от других.
В представлении африканцев космос имеет мужское и женское начало. Секс как бы связывает эти начала. Это, однако, не ведет к единству, понимаемому европейцами как партнерство. Супружество преследует скорее определенные прокреативные и экономические цели, а не партнерство как идеал. Женщина в Африке – прежде всего мать, а секс лишь обусловливает встречу с партнером, который дает ей радость материнства. Ее жизнь подчиняется племенным нормам и племенным обычаям. Личность в такой культуре лишена яркой индивидуальности.
В Африке отсутствует установка на сексуальную скромность, понятие сексуального стыда. Образцы сексуального поведения традиционны, существуют нормы послушания старейшинам, полигамия, вера в действенность магии, сексуальные табу относительно кровных родственников. Общественное мнение проявляет либерализм относительно мастурбации, добрачных сексуальных контактов, в то же время часто осуждаются гомосексуализм, кровосмешение (особенно нарушения сексуального табу).
Тяга к семейному кругу, устройство общественной жизни, стремление к гармонии с окружающим миром, с миром магии, духов приводит к тому, что сексуальное поведение африканцев отличается высоким эмоциональным накалом, естественностью, свободной экспрессией.
Секс в культурах индейцев Южной Америки.
Южную Америку населяли и населяют племена как патрилинейные с доминирующей ролью мужчины, отца, так и матрилинейные, в которых почиталась женщина, мать. Имеются модели единобрачия (моногамии), многоженства (полигамии), многомужества (полиандрии), пробных браков и т.д. В мифологии этих культур особое место занимает сексуальная тема. Среди распространенных сюжетов — осуждение насилия, несчастная любовь, измена, кровосмешение, гомосексуализм, содомия.
В некоторых культурах одобрялись добрачные половые отношения. Они имели место и во время пьяных оргий, открытого сожительства в присутствии других, но в большинстве культур они носили интимный характер. У отдельных племен существовал запрет на добрачные отношения. Заключение брака было связано с соблюдением определенных принципов, возрастных рамок и т.д. Дефлорация (лишение девственности) проводилась у каждого племени поразному. Во многих культурах существовало право первой ночи, принадлежащее колдунам, вождям. В некоторых племенах молодые мужчины должны были заключать браки со старыми женщинами для того, чтобы познать тайны интимных отношений. Дифференциация форм сожительства в различных этнических группах отражала существующие культурные, религиозные традиции, одобрение или запрет, например орализма, анализма и группового секса.
Многообразие культур индейцев Южной Америки затрудняет создание единого образа сексуальных установок. Однако общей чертой для них является позитивное отношение к сексу, терпимость к различным формам половой активности. В то же время в отношениях к женщине, формам брака, изменам, девиации (различным отклонениям) существовало большое разнообразие. Мужчины имели право на большую сексуальную свободу.
Секс в китайской культуре.
В Китае эпохи Ин и Чжоу (II тыс. до н.э.) доминировал культ фалла. Здесь были найдены фаллические символы, относящиеся даже к эпохе неолита. Уже в древнейшие времена существовали элементы оргиастических действ во время весенних праздников, что, впрочем, характерно для многих аграрных культур древнего мира.
Под влиянием даосизма, конфуцианства и буддизма изменились установки относительно секса, брака, а в наши дни влияние на эти установки оказала «культурная революция».
По мере роста влияния конфуцианства все больше ценилась женская чистота, преданность мужу. Они рассматривались как важнейший фактор семейной жизни, материнства. В конфуцианстве светские этические нормы доминировали над религиозными, но принижалась роль чувств в жизни человека, их следовало подавлять и подчинять разуму, как нечто более низкое по сравнению с ним. В период «культурной революции» (60е годы XX в.) была предпринята попытка разрушить конфуцианские традиции и навязать новые идеи. Государство, используя правовое регулирование, ограничивает количество детей и навязывает однодетную модель семьи. Тем не менее половые отношения в китайской культуре остались под большим влиянием конфуцианства.
Секс в индийской культуре.
Индия — праматерь многих народов, культур и традиций. Народы, населяющие Индию, принимают секс как ценность и придают ему мистическое значение.
Индуизм — одна из древнейших религий мира с миллионами верующих. В рамках этой религии существует богатая сексуальная культура. Она учит, что знание о любви и сексе имеет божественные истоки и состоит из ста тысяч источников, разработанных Праджапати — Богом, творцом Вселенной.
Индуизм от других религий отличает принцип сексуального наслаждения как блага, ценности. Секс трактуется не только как источник новой жизни. В обширной литературе, посвященной любви и сексу, подчеркивается, что женская сексуальность сложна и обусловлена многими факторами: воспитанием, опытом, конституцией, типом стимулов, необходимых для сексуального пробуждения. Половая жизнь сравнивается с тончайшей борьбой, в ходе которой мужчина активен, а женщина проявляет сопротивление. Подробно описаны более девяноста позиций половых контактов, позволяющих получить большее сексуальное наслаждение. Позиции часто носят названия животных: кот, пес, осел, мул, корова, жаба, тигр. Секс не сводился лишь к удовольствию, к чувствам, он имел и магическое значение. Удачные партнерские узы считались одним из важнейших условий счастья, доступного человеку.
Секс в культуре ислама.
К религиям, позитивно относящимся к сексу, можно отнести ислам. Многие установки относительно секса заимствованы им из других религий, из доисламских культур. Арабские племена, среди которых впоследствии возник ислам, вели типично патриархальный образ жизни. Практиковалась полигамия. Общественное положение женщины было намного ниже положения мужчин. В арабской литературе существовала богатая сексуальная символика, принятая позднее исламом.
Женщина воспринималась в исламе как сексуальная партнерша мужчин, возносилась благодарность Аллаху за создание женской красоты, за ее обаяние, способность возбуждать желание у мужчин, за красоту глаз, волос и линий ее тела. Мужчина рассматривался как существо более возвышенное по сравнению с женщиной, которая была собственностью мужчины и подчинялась его власти (мужу, отцу, брату).
Ислам создал модель сексуальной гигиены, цель которой содержать тело в чистоте. Женщины в период менструации считались нечистыми. Мужчина должен был пройти обряд обрезания, женщины также подвергались ритуальной операции — клитородектомии. Помагометански, практикующий мастурбацию достоин проклятия, но в обыденной жизни за нарушение этого правила особого наказания не следовало.
Законы, освященные исламом, регулировали многие вопросы сексуального поведения и навязывали определенные нормы, запреты и предписания. Например, это касалось запрета на гомосексуализм, отклонения от принятых норм поведения наказывались. Следует заметить, что ригоризм в исламе не исключает терпимости. Правоверный, который согрешил, преступил закон, не считался навсегда потерянным человеком: он должен был только осознать свою вину.
Ислам не имеет сложной догматики, одобряет полигамию и рассматривает секс как благо. Возможно, этим объясняется достаточно быстрое завоевание им популярности в культурах других народов, в частности Африки, и большое число последователей сегодня.
Секс в культуре Запада.
В Европе были созданы многочисленные трактаты о любви. Они отражали духовное богатство этой культуры, ее противоречия, в частности тягу к сексу, эротизму и аскетизм.
Подводя итоги рассмотрению сексуального поведения в культурах мира, можно выделить пять моделей соединения любви и секса:
• Платоническая модель. Секс в такой модели трактуется как нечто низменное, а цель человека — достигнуть высшей, одухотворенной любви, лишенной эротики. Эта модель характерна как для христианства, так и для некоторых направлений буддизма.
• Чувственная модель. В ней любовь отождествляется с желанием, чувственностью, секс является основным моментом (ислам, сексуальная любовь в культуре Запада).
• Интегральная, психофизическая модель. Согласно этой модели любовь и секс неразделимы, они образуют единство (такое понимание свойственно некоторым так называемым примитивным культурам, большинству великих культур, некоторым направлениям христианства).
• Модель противопоставления любви и секса. В ней любовь и секс трактуются как противоположные сферы. Секс может быть без любви, сексуальные контакты между партнерами могут происходить без чувственной основы (оргиастические культуры, коллективный секс с обменом партнерами, некоторые примитивные культуры).
• Модель секса без любви. Мужчину и женщину объединяет только секс, между ними возможна лишь определенная симпатия, привязанность и не более. Эта модель чаще всего встречается в примитивных культурах.
Таким образом, в культурах мира, среди моделей интимных отношений явное преимущество имеет модель, соединяющая секс с любовью. Ее можно назвать универсальной моделью.
Секс в современной культуре.
Социологи различных стран, изучающие проблемы секса, отмечают, что в современную эпоху увеличивается число женщин, испытывающих оргазм, возрастает частота интимных отношений и продолжаются они до глубокой старости, расширяются сексуальные контакты, одобряются различные формы интимной жизни.
Новые сексуальные обычаи обладают как положительными, так и отрицательными чертами. Положительными сторонами этого явления можно считать рост сексуальной просвещенности, позитивную оценку секса, обогащение сексуальной жизни, увеличение возможностей лечения сексуальных расстройств, рациональное планирование рождаемости и др. Отрицательные стороны современной сексуальной нравственности включают автономизацию секса, соперничество полов, определенную заданность в сексуальном поведении, погоню за оргазмом как единственным смыслом интимных отношений, дезориентацию в системе сексуальных ценностей.
Тот у кого в душе светит солнце, будет видеть солнце даже в самый хмурый день.
Конфуций