Секс в разных мировых культурах

В культурах мира, среди моделей интимных отношений явное преимущество имеет модель, соединяющая секс с любовью.

В жизни любого общества огромное значение имеет сексуальное поведение, то есть совокупность поступков, психических реак­ций, переживаний, установок, половых отношений, связанных спроявлением и удовлетворением половых влечений. В разные эпохи и у разных народов взгляды на сексуальные отношения замет­но менялись. Несколько десятков лет назад в Западной Европе и США произошел процесс, получивший название сексуальной революции. Спустя примерно три десятилетия эта своеобразная революция добралась и до России. Специфика сексуальной рево­люции заключается в полной раскрепощенности и независимости половых связей от семейных традиций, религиозных норм, взгля­дов общества, сложившихся в прошлом. Сексуальную револю­цию нельзя оценивать по принципу «хорошо или плохо». К ней необходимо относиться как к объективному массовому процес­су, который, несомненно, будет изменяться, эволюционировать и постепенно приведет к тому, что на некоторое время сформи­рует определенные морально­этические и правовые нормы. Эле­менты этих норм уже можно наблюдать в некоторых европейских странах, где законодательно разрешены однополые браки и се­мьи геев и лесбиянок обладают всеми гражданскими правами. Тем не менее всплеск сексуальности преимущественно в моло­дежной и подростковой среде, беспорядочные половые связи, нетрадиционный секс имеют ряд серьезных отрицательных по­следствий, которые общество не может игнорировать. Чтобы понять сущность сексуальной революции, целесообразно обра­титься к сексуальным традициям прошлого и настоящего в раз­ных культурах.

Секс в культуре Африки.

Во многих странах Африки принад­лежность к различным ветвям христианства или ислама обусловаивает установки относительно секса, однако существует ряд черт, отличающих так называемую культуру Черной Африки от других.
В представлении африканцев космос имеет мужское и женское начало. Секс как бы связывает эти начала. Это, однако, не ведет к единству, понимаемому европейцами как партнерство. Супруже­ство преследует скорее определенные прокреативные и экономи­ческие цели, а не партнерство как идеал. Женщина в Африке – преж­де всего мать, а секс лишь обусловливает встречу с партнером, который дает ей радость материнства. Ее жизнь подчиняется пле­менным нормам и племенным обычаям. Личность в такой культу­ре лишена яркой индивидуальности.
В Африке отсутствует установка на сексуальную скромность, понятие сексуального стыда. Образцы сексуального поведения традиционны, существуют нормы послушания старейшинам, по­лигамия, вера в действенность магии, сексуальные табу относи­тельно кровных родственников. Общественное мнение проявля­ет либерализм относительно мастурбации, добрачных сексуальных контактов, в то же время часто осуждаются гомосексуализм, кро­восмешение (особенно нарушения сексуального табу).
Тяга к семейному кругу, устройство общественной жизни, стремление к гармонии с окружающим миром, с миром магии, духов приводит к тому, что сексуальное поведение африканцев отличается высоким эмоциональным накалом, естественностью, свободной экспрессией.

Секс в культурах индейцев Южной Америки.

Южную Америку населяли и населяют племена как патрилинейные с доминиру­ющей ролью мужчины, отца, так и матрилинейные, в которых почиталась женщина, мать. Имеются модели единобрачия (моно­гамии), многоженства (полигамии), многомужества (полиандрии), пробных браков и т.д. В мифологии этих культур особое место за­нимает сексуальная тема. Среди распространенных сюжетов — осуждение насилия, несчастная любовь, измена, кровосмешение, гомосексуализм, содомия.
В некоторых культурах одобрялись добрачные половые отноше­ния. Они имели место и во время пьяных оргий, открытого сожи­тельства в присутствии других, но в большинстве культур они носили интимный характер. У отдельных племен существовал за­прет на добрачные отношения. Заключение брака было связано с соблюдением определенных принципов, возрастных рамок и т.д. Дефлорация (лишение девственности) проводилась у каждого племени по­разному. Во многих культурах существовало право первой ночи, принадлежащее колдунам, вождям. В некоторых пле­менах молодые мужчины должны были заключать браки со стары­ми женщинами для того, чтобы познать тайны интимных отно­шений. Дифференциация форм сожительства в различных этни­ческих группах отражала существующие культурные, религиозные традиции, одобрение или запрет, например орализма, анализма и группового секса.
Многообразие культур индейцев Южной Америки затрудняет создание единого образа сексуальных установок. Однако общей чертой для них является позитивное отношение к сексу, терпи­мость к различным формам половой активности. В то же время в отношениях к женщине, формам брака, изменам, девиации (раз­личным отклонениям) существовало большое разнообразие. Муж­чины имели право на большую сексуальную свободу.

Секс в китайской культуре.

В Китае эпохи Ин и Чжоу (II тыс. до н.э.) доминировал культ фалла. Здесь были найдены фалли­ческие символы, относящиеся даже к эпохе неолита. Уже в древ­нейшие времена существовали элементы оргиастических действ во время весенних праздников, что, впрочем, характерно для многих аграрных культур древнего мира.
Под влиянием даосизма, конфуцианства и буддизма измени­лись установки относительно секса, брака, а в наши дни влияние на эти установки оказала «культурная революция».
По мере роста влияния конфуцианства все больше ценилась женская чистота, преданность мужу. Они рассматривались как важ­нейший фактор семейной жизни, материнства. В конфуцианстве светские этические нормы доминировали над религиозными, но принижалась роль чувств в жизни человека, их следовало подавлять и подчинять разуму, как нечто более низкое по сравнению с ним. В период «культурной революции» (60­е годы XX в.) была предпринята попытка разрушить конфуцианские традиции и навязать новые идеи. Государство, используя правовое регулиро­вание, ограничивает количество детей и навязывает однодетную модель семьи. Тем не менее половые отношения в китайской куль­туре остались под большим влиянием конфуцианства.

Секс в индийской культуре.

Индия — праматерь многих наро­дов, культур и традиций. Народы, населяющие Индию, принима­ют секс как ценность и придают ему мистическое значение.
Индуизм — одна из древнейших религий мира с миллионами верующих. В рамках этой религии существует богатая сексуальная культура. Она учит, что знание о любви и сексе имеет божествен­ные истоки и состоит из ста тысяч источников, разработанных Праджапати — Богом, творцом Вселенной.
Индуизм от других религий отличает принцип сексуального наслаждения как блага, ценности. Секс трактуется не только как источник новой жизни. В обширной литературе, посвященной любви и сексу, подчеркивается, что женская сексуальность слож­на и обусловлена многими факторами: воспитанием, опытом, конституцией, типом стимулов, необходимых для сексуального пробуждения. Половая жизнь сравнивается с тончайшей борьбой, в ходе которой мужчина активен, а женщина проявляет сопротивление. Подробно описаны более девяноста позиций половых контактов, позволяющих получить большее сексуальное наслаж­дение. Позиции часто носят названия животных: кот, пес, осел, мул, корова, жаба, тигр. Секс не сводился лишь к удовольствию, к чувствам, он имел и магическое значение. Удачные партнерские узы считались одним из важнейших условий счастья, доступного человеку.

Секс в культуре ислама.

К религиям, позитивно относящимся к сексу, можно отнести ислам. Многие установки относительно секса заимствованы им из других религий, из доисламских культур. Араб­ские племена, среди которых впоследствии возник ислам, вели типично патриархальный образ жизни. Практиковалась полигамия. Общественное положение женщины было намного ниже положе­ния мужчин. В арабской литературе существовала богатая сексу­альная символика, принятая позднее исламом.
Женщина воспринималась в исламе как сексуальная партнер­ша мужчин, возносилась благодарность Аллаху за создание жен­ской красоты, за ее обаяние, способность возбуждать желание у мужчин, за красоту глаз, волос и линий ее тела. Мужчина рас­сматривался как существо более возвышенное по сравнению с женщиной, которая была собственностью мужчины и подчиня­лась его власти (мужу, отцу, брату).
Ислам создал модель сексуальной гигиены, цель которой со­держать тело в чистоте. Женщины в период менструации счита­лись нечистыми. Мужчина должен был пройти обряд обрезания, женщины также подвергались ритуальной операции — клиторо­дектомии. По­магометански, практикующий мастурбацию досто­ин проклятия, но в обыденной жизни за нарушение этого прави­ла особого наказания не следовало.
Законы, освященные исламом, регулировали многие вопросы сексуального поведения и навязывали определенные нормы, за­преты и предписания. Например, это касалось запрета на гомо­сексуализм, отклонения от принятых норм поведения наказыва­лись. Следует заметить, что ригоризм в исламе не исключает тер­пимости. Правоверный, который согрешил, преступил закон, не считался навсегда потерянным человеком: он должен был только осознать свою вину.
Ислам не имеет сложной догматики, одобряет полигамию и рассматривает секс как благо. Возможно, этим объясняется доста­точно быстрое завоевание им популярности в культурах других народов, в частности Африки, и большое число последователей сегодня.

Секс в культуре Запада.

В Европе были созданы многочисленные трактаты о любви. Они отражали духовное богатство этой культуры, ее противоречия, в частности тягу к сексу, эротизму и аскетизм.
Подводя итоги рассмотрению сексуального поведения в культурах мира, можно выделить пять моделей соединения любви и секса:

• Платоническая модель. Секс в такой модели трактуется как нечто низменное, а цель человека — достигнуть высшей, одухотво­ренной любви, лишенной эротики. Эта модель характерна как для христианства, так и для некоторых направлений буддизма.

• Чувственная модель. В ней любовь отождествляется с желани­ем, чувственностью, секс является основным моментом (ислам, сексуальная любовь в культуре Запада).

• Интегральная, психофизическая модель. Согласно этой моде­ли любовь и секс неразделимы, они образуют единство (такое понимание свойственно некоторым так называемым примитив­ным культурам, большинству великих культур, некоторым направ­лениям христианства).

• Модель противопоставления любви и секса. В ней любовь и секс трактуются как противоположные сферы. Секс может быть без любви, сексуальные контакты между партнерами могут происходить без чувственной основы (оргиастические культуры, коллективный секс с обменом партнерами, некоторые примитивные культуры).

• Модель секса без любви. Мужчину и женщину объединяет только секс, между ними возможна лишь определенная симпа­тия, привязанность и не более. Эта модель чаще всего встречается в примитивных культурах.

Таким образом, в культурах мира, среди моделей интимных отношений явное преимущество имеет модель, соединяющая секс с любовью. Ее можно назвать универсальной моделью.

Секс в современной культуре.

Социологи различных стран, изучающие проблемы секса, отмечают, что в современную эпоху уве­личивается число женщин, испытывающих оргазм, возрастает частота интимных отношений и продолжаются они до глубокой старости, расширяются сексуальные контакты, одобряются раз­личные формы интимной жизни.

Новые сексуальные обычаи обладают как положительными, так и отрицательными чертами. Положительными сторонами этого явления можно считать рост сексуальной просвещенности, пози­тивную оценку секса, обогащение сексуальной жизни, увеличение возможностей лечения сексуальных расстройств, рациональное планирование рождаемости и др. Отрицательные стороны совре­менной сексуальной нравственности включают автономизацию секса, соперничество полов, определенную заданность в сексуальном поведении, погоню за оргазмом как единственным смыс­лом интимных отношений, дезориентацию в системе сексуальных ценностей.

Поделиться статьей:
июнь - июль 2024

Тот у кого в душе светит солнце, будет видеть солнце даже в самый хмурый день.

Конфуций

Читать номер