Известный экономист, гендиректор Movchan’s group, эксперт экономической программы фонда Карнеги Андрей Мовчан.
Каким образом могут трансформироваться деньги в ближайшие 10 лет?
А.М.: Любые новые деньги, носящие новую, другую, отличающуюся от нынешней идею, должны оказаться лучше, чем то, что мы имеем сейчас. Пока не получается. Попытка создания альтернативны современным деньгам в виде криптовалюты, провалилась. У крипты нет отвечающей стороны, как у государственных денег, то есть, это не долговое обязательство, что плохо для денег. К тому ж это очень ненадежно. Мы видим, как криптоденьги воруют с бирж миллионами. Плюс низкая ликвидность и очень высокая возможность арбитража. То есть, не вышло на данный момент. Получится ли создать нечто новое на какойто другой базе, не знаю, надо пожить, посмотреть.
Как мы будем зарабатывать в будущем?
А.М.: С самых древних цивилизаций во всем мире существовал только один способ зарабатывать деньги – это делать чтото, за что тебе готовы заплатить . В тоталитарных обществах платит государство, в демократических – потребитель, не суть. Поскольку другие в основном зарабатывают таким же способом, то так или иначе зарабатывать – это значит обменять свой труд на чужой.
Но что, если рабочих мест в мире будет становится все меньше, просто потому, что людей практически по всех областях заменит искусственный интеллект. Не станет ли труд, скорее привилегией, а не способом зарабатывать?
А.М.: Да, такие прогнозы есть, и они обоснованы, но это точно дело не ближайшего десятилетия. На данный момент мы видим, что и в развитых, и в развивающихся странах рабочие руки востребованы максимально. Такого не было за последние лет 20. И эта потребность растет. Вообще, человечество очень сильно компенсирует увеличение эффективности труда увеличением потребностей. Мы все больше и больше потребляем скоропортящихся, одноразовых товаров. Даже если принять во внимание замену человеческого труда автоматическими линиями, технологиями, устраняющими посреднические операции и т.д., мы видим, что одновременно появляется масса новых профессий. Парикмахер для собак, коуч, программист таких профессий пару десятилетий назад не существовало. Общество активно придумывает новые востребованные занятия. Так что в ближайшее время безработица нам не грозит. Более того, будет появляться все больше новых специальностей, люди будут переучиваться, осваивать новые навыки. Лет через 50 или даже 100 да, возможно, и придумают некие платформы, которые будут обеспечивать приемлемый уровень жизни, можно будет просто жить и ничего не делать. И право на труд станет действительно привилегией. То есть, если человек захочет работать, чтото создавать, то есть, зарабатывать сам своим трудом, ему еще надо будет доказать, что он на это способен, что он имеет на это право.
Чему непременно надо бучить детей до окончания школы, чтобы в будущем стать финансово независимыми? Сейчас много говорят о том, что знания теряют свою ценность изза слишком стремительных изменений во всех областях.
А.М.: То, что знания в современном мире быстро устаревают – очень распространенный миф. Это абсолютное заблуждение. Вся фундаментальная база знаний никуда не девается. Мы используем ньютоновскую механику, которой 300 лет, математику древних греков, а ей уже 2,5 тысячи лет, большая часть философии, которую мы применяем в жизни, ыстроена еще в древности или в средние века, географические знания полностью сформированы к концу 19 века, антропологические – в первой половине 20 века, а тот факт, что неандертальцы оказались не нашими предками, а нашими родственниками, можно легко адаптировать в своей голове. Но если ты не знаешь, кто такие неандертальцы в принципе, то как это новое знание приложишь, к чему? Фундаментальная база знаний, которая дается в школе, сформирована давно и никак не поменяется в ближайшие 100 лет, поверьте. Вот дальше, уже в университетах, в магистратуре – да, нужно будет быстро овладевать новым здесь и сейчас, но до этого еще надо дожить.
С другой стороны, так как современное общество значительно менее фрагментировано, мы давно живем в информационной среде, на первый план выходит способность успешно коммуницировать. Поэтому уже в школе надо преподавать такие дисциплины, как социология, психология, (причем продвинутая), ведение переговоров, достижение договоренностей, теорию игр, чтобы дети еще в школе начали понимать, как строятся отношения между людьми в различных средах – конкурентных, кооперативных, других. И еще важный предмет, которому обучали еще в древности и в средние века, но в советской школе напрочь забыли – это стратегия, наука о том, как выстраивать наиболее успешные алгоритмы действий. Овладев стратегией в глобальном смысле, человек сможет добиться практически всего, в том числе, финансовой независимости.
Во что имеет смысл вкладывать, если в образование детей и в свое развитие уже вложено, но есть еще свободные деньги?
А.М.: Вопрос сложный, потому что такие перспективные области, как химия, медицина, IT меняются слишком быстро, и чтобы там не ошибиться с вложениями, надо очень хорошо в них разбираться. Можно разумно прикинуть, что будет иметь долгосрочный спрос. Это могут быть очень простые, элементарные вещи. Например, поставки чистой воды. Вполне актуальная тема, особенно для больших городов. Какието мелкие бизнесы в небольших городах могут оказаться прибыльными, а огромное производство поликристаллического кремния вдруг окажется банкротом, потому что там глобальная конкуренция все съедает. То есть, географическая защищенность – это важный фактор. Вот есть у вас свой квартал в городе, открыли вы там булочную или кофейню и живете спокойно, не особенно опасаясь, что какаято глобальная корпорация придет туда с вами конкурировать. А большой завод по производству лампочек может прогореть, потому что китайцы построили другой, и лампочки у них дешевле. В рамках интервью трудно дать совет, но в мире есть некоторое количество уважаемых компаний, которые на таких советах специализируются и довольно успешно, можно обратиться к ним.
Вы в одном интервью вы както назвали владельцев яхт с проститутками на борту несчастными людьми. Несчастными именно изза богатства. Думаете, если бы они были бедными, то были бы счастливее?
А.М.: Противопоставление «бедные – богатые» тут не подходит. Финансовый достаток, способность обеспечить себя и свою семью не просто хлебом, но и икрой, не особенно себе в чемто отказывать это прекрасно. Но одно дело финансовый достаток, и другое те, о которых я говорил. Мне честно кажется, что если бы они не были «рабами Кремля», своих капиталов, не были бы вынуждены работать по 20 часов в сутки, ездить с охраной, идти на компромиссы, унижения, не видели бы в каждом человеке врага, не варились бы среди подхалимов или тех, кто пытается на них заработать, то были бы намного счастливее. Даже если бы денег у них было раз в 100 меньше, но при этом хватало бы на достойную жизнь.
Вы умеете дружить с теми, у кого денег намного меньше, чем у вас? Не мешает разный уровень потребления?
А.М.: Скорее, наоборот – у меня нет друзей, у которых много денег. Этому есть простое объяснение. С людьми, у которых они есть, у меня сразу образуются бизнесотношения, поскольку деньги требуют работы. А моя профессия как раз и заключается в том, чтобы заставлять деньги работать. И тут уже не дружба. Могут быть очень хорошие отношения, мы можем искренне радоваться при встрече, но это, в первую очередь, именно бизнесотношения, как я уже сказал. Друзья же, наши с женой семейные друзья (врачи, переводчики, преподаватели, ученые, журналисты) в подавляющем большинстве живут очень просто. Дружить нам это не мешает. Ну, они знают, в газетах читали, что есть у меня какойто там бизнес, но этой темы мы не касаемся.
Чем сложнее управлять: деньгами или людьми?
А.М.: Хороший вопрос. Сложно и там, и там. Я довольно успешно справляюсь с управлением человеческими ресурсами, но, так как я по сути своей интроверт, мне всетаки ближе финансовая сфера, мне там както уютнее что ли…
Современный человек не умеет радоваться простым вещам в жизни только потому, что не ценит то, что имеет. Если Вы живы и здоровы, разве это не повод для радости? А если у Вас есть близкие люди и Вам хватает денег, то это вообще причина для счастья.
Издатель, Антропов Алексей