Самый известный российский не верит в судьбу. Аркадий Новиков уверен, что человек сам кузнец своего счастья
Вы верите в предопределенность человеческой судьбы?
Аркадий Новиков: Наверное, нет. Скорее всего, нет.
То есть в юности у вас никогда не было ощущения, что судьба приготовила для вас что-то особенное?
Аркадий Новиков: Нет. Я был такой же, как все, обычный. У меня были мечты, как у любого мальчика в Советском Союзе. Иметь машину, например. В то время такая возможность была у людей с очень хорошей работой и большой зарплатой, у спекулянтов или кооператоров. Моя небогатая семья себе такого позволить не могла. Я учился в обычной школе, работал поваренком, и ни на какие интересные перспективы не было и намеков. Иногда я задумываюсь, как случилось, что я стал тем, кем стал — и, честно говоря, сам удивляюсь. На днях я видел программу, где показывали, как строят новую станцию метро, и вспомнил, что после школы хотел пойти работать в Метрострой. Мне хотелось получать большую зарплату. Говорили, что там строители и бурильщики много зарабатывают. Такая простая была идея: не стать кем-то, а чтобы денег побольше.
Но в Метрострой за желанной большой зарплатой вы все-таки не пошли, а стали поваром. Это, по вашему, не судьба, а случайность?
Аркадий Новиков: Случайность. У меня просто было желание устроиться на нормальную работу — и все.
Тогда можно ли сказать, что ваш успех — цепь удачных случайностей, к которым вы добавили вашу работоспособность?
Аркадий Новиков: Сто процентов. Плюс мне очень нравится то, чем я занимаюсь. Но кстати, я уверен что, если бы я выбрал другую профессию, все равно добился бы многого. Лишь бы это были не бумажки какиенибудь: ненавижу возиться с документами. Вот это точно не мое.
Значит, Вы просто оказались, как говорят, в нужное время и в нужном месте?
Аркадий Новиков: Еще говорят, что без труда не выловишь и рыбку из пруда. Да, все это про меня.
Как вы думаете, почему так много людей верят в то, что все на роду написано, сидят и ждут манны небесной сложа руки?
Аркадий Новиков: Сложно сказать. Наверное, многие просто не верят, что все можно изменить. Я бы и сам не верил, если бы не мой собственный пример.
На какие принципы вы опираетесь в целом? Кроме понимания, что работать надо много и постоянно?
Аркадий Новиков: Конечно, у меня есть принципы, но они вполне общечеловеческие: упорядоченность, обязательность, пунктуальность, уважение, например. Я стараюсь всегда доводить начатое до конца, я люблю свое дело. Но особой философии у меня нет: я не тот, кто изменит представление об успешных людях.
Во мне нет ничего сверхъестественного. Я в детстве был очень обычным ребенком, да и учился так себе. Был совсем невысокого роста, один из последних в строю стоял и никогда не славился физической силой. Но после кулинарного техникума, не поступив в институт, пошел в армию. Это для меня была закалка и настоящая школа жизни. Я пришел туда деревянной веточкой, а вышел гвоздем. Было очень сложно, это была советская армия, но она мне многое дала.
Где вы служили?
Аркадий Новиков: Сначала в авиационной части в Грузии. Оттуда меня отправили в школу военноморского руководства под Дмитров. Там учился четыре месяца. Было трудно, потому что я был, прямо скажем, дохликом. Но спустя уже полтора года я мог на турнике делать любые упражнения: солнышки, подъемы, выходы с силой. На втором году поехал на чемпионат округа по троеборью. В общем, закалялся, как мог. Такой был переходный период для меня…
Наверное, даже поворотный?
Аркадий Новиков: Да, именно поворотный. До я был обычным парнем. А после уже совсем другим: если бы мне сказали тогда, что у меня такой характер сформируется, я бы не поверил никогда. В армии я понял, что за себя надо бороться и просто так никто ничего в жизни не дается. Потом был институт, там ничего примечательного. А вот после уже была работа поваром, которая фактически стала для меня второй армией. Тоже закалила. Я очень старался, потому что хотел стать шефом. Это еще Советский Союз был. А когда он развалился, открылись новые возможности и все получилось как-то автоматом. Тогда я понял, что у человека должна быть цель. И стал ставить себе цели в денежном эквиваленте или приобретении чего-то — и достигал их. Для меня это стало важной привычкой: ставить цель, достигать ее и тут же ставить новую.
Получается, что сама жизнь вас этому научила?
Аркадий Новиков: Да, сама жизнь. А еще мое окружение, профессия. Все вместе. Именно это повлияло, а не какая-то жизненная философия. Знаете поговорку «человек сам кузнец своего счастья»? Вот она очень справедлива, на мой взгляд. Потому что на самом деле все зависит от тебя — от того, как ты живешь, как относишься к миру, к себе и близким...
Но ведь случаются обстоятельства, когда от человека мало что зависит, но все равно нужно принимать решения. Как вы поступаете в таких ситуациях?
Аркадий Новиков: У меня есть одно правило: если не знаешь, что делать, — не делай ничего. Жизнь сама выведет в нужном направлении. Главное не паниковать, а постараться собраться и выждать момент, чтобы решить проблему. И совершенно точно нельзя унывать и сдаваться судьбе и обстоятельствам. Нужно пробовать снова и снова. И стараться получать удовольствие от того, что ты имеешь в данный момент.
Это помогло вам в трудные карантинные времена?
Аркадий Новиков: Я воспринимал карантин, когда все закрылось, как очередную проблему. И старался верить, что рано или поздно все вернется в нормальное русло. Плюс пандемия даа понимание, что планы, которые мы строим, и все наши мечты могут рухнуть в одну секунду. Какая-то маленькая козявка может нагадить всему миру.
Может, судьба наша такая?
Аркадий Новиков: Да нет. Это не судьба и даже не знак человечеству.
Случайность?
Аркадий Новиков: Думаю, что да. Я не верю ни в какие знаки. Просто очередная преграда. Фактически почти та же война, только с вирусом.
У вас появились новые цели из-за этой преграды?
Аркадий Новиков: Жить долго здоровым и счастливым — вот моя цель.
Тот у кого в душе светит солнце, будет видеть солнце даже в самый хмурый день.
Конфуций