Для артиста эмоции и чувства – это инструмент, с помощью которого создается образ, а для режиссера – скорее, материал, из которого он сплетает свои произведения – спектакли. О природе чувств и эмоций «начало» поговорил с культовым театральным режиссером, ведущим режиссером малого театра, народным артистом России Андреем Житинкиным.
Андрей Альбертович, в издательстве АСТ вышла Ваша автобиографическая книга «Путь режиссера».
А.Ж.: Я всегда страдал от того, что в отличие от кинематографа, от театра ничего не остается: афиши желтеют, программки выбрасывают, и даже спектакли, снятые на пленку, – лишь блеклая тень сиюминутного неповторимого действа, рождающегося во чреве театра. Но нерв репетиций, нерв закулисья можно передать словами. И моя книга приоткрывает дверь в закулисный мир театра, куда простому зрителю никогда не попасть. «Приключения режиссера» – это не мемуары и не какие-то теоретические наукообразные рассуждения о театре и профессии. Это абсолютная импрессия. А называется книга так потому, что речь в ней о «внутренних приключениях». Это определение Альбера Камю, по пьесе которого «Калигула» я ставил спектакли. Камю говорил: «Самое главное – это внутренние приключения». С чем я полностью согласен. Книга построена по принципу обратной энциклопедии, потому что главы в ней расположены по алфавиту от «Я» к «А». На каждую букву можно найти главу, названную по фамилии артиста, из числа самых выдающихся, с кем мне доводилось работать. Поэтому читать книгу можно начать с любого места – с любой заинтересовавшей фамилии.
В связи с этим хочу попросить Вас дать определения понятиям «чувство» и «эмоция» – так, как считаете именно вы.
А.Ж.: Эмоция – это то, что заставляет человека жить. А чувство складывается из предлагаемых обстоятельств. Поэтому есть люди бесчувственные. Но те, кто прикасается к искусству в любом качестве, даже те, кто просто приходит в кино, в театр, открывает книги или застывает напротив «Джоконды», наполняются чувствами. В отношении моей профессии могу сказать, что сегодня потребности зрителя в чувствах возросли. Если раньше в моде на сцене была «чернуха», потом абсурдисты и диссиденты, то сейчас мы вернулись к чувственному театру. Театру, основанному на сенсорике. Неслучайно сегодня на спектаклях про любовь аншлаги. И, кстати, свою последнюю премьеру в Малом театре по роману Достоевского «Идиот» я внутренне назвал «История любви». Потому что я сделал спектакль именно о любви. Весь театр основан на эмоциях и чувствах. Артист посылает эмоцию в зал. И если артист выдающийся, то зал всегда отвечает – мгновенно подключается.
А хореографию к чему бы Вы отнесли? К эмоциям или к чувствам?
А.Ж.: Могу сказать, что у хореографии чувственная природа, потому что она близка к эротике. Поэтому хореография имеет большое воздействие на зрителя. Иногда телом можно выразить то, что невозможно словами. Я говорю о природе подтекста. Ведь если говорить «я тебя люблю», а при этом ковырять в носу – никто не поверит. В такой ситуации текст не равен физической жизни тела. И об этом говорил мой любимый драматург Теннеси Уильямс: «Тело не врет». Чехов придумал подтекст, а Теннеси Уильямс пошел дальше. Он говорил, что подсознание выражается физическими действиями. И конечно, актерское тело иногда может сказать о персонаже больше, нежели слово. Поэтому сегодня хореография в театре имеет огромное значение. В моих спектаклях в Малом театре тоже присутствуют хореографические сцены: и в «Маскараде», и в «Пиковой даме». И даже в «Любовном круге» – последнем спектакле Элины Быстрицкой – была сцена, в которой ее героиня пританцовывала у рояля.
Люди делятся на скупых на эмоции и эмоциональных. Кому из них проще живется, и с кем из них проще взаимодействовать?
А.Ж.: Конечно, проще эмоциональным и с эмоциональными. У меня на эту тему психотерапевтическая точка зрения. Если человек все копит внутри и этим не делится, если он скупой на выражение чувств, то это, к сожалению, неизбежно приведет к инфаркту или инсульту. Поэтому я призываю и актеров, и всех читателей: не держите в себе эмоции ни в коем случае. Если тяжело на сердце, а вы все переживаете в себе – это конец, прямая дорога к депрессии или необратимым последствиям. Лучше выплесните, лучше поругайтесь с близким человеком, потом помиритесь. А одинокие люди, которым не с кем поделиться, становятся заложниками собственной судьбы. Так же и с физической болью – выговоритесь, прооритесь – пусть даже ненормативно. Никакую боль не надо терпеть. И любой психоаналитик вам это подтвердит. А ненормативная лексика – это очень сильные энергетические слова. Да, они недопустимы в публичном пространстве, но в моменты боли и ужаса можно ими воспользоваться, чтобы сбросить напряжение.
А «сухой», закрытый человек может разбудить в себе эмоциональность?
А.Ж.: Может разбудить, и в моей практике были такие случаи. Примеры есть и в классической литературе. Вспомните «Войну и мир». Старый граф Болконский всегда все прятал в себе – всю жизнь был «сухарем». Но в старости он дрогнул и заплакал, узнав, что случилось с его сыном Андреем Болконским. Он расслабился, и ему стало легче жить. И умирал он счастливым. В моем спектакле по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат», который стал культовым (шел на сцене театра Моссовета больше 20 лет), есть потрясающая фраза: «Даже за день до смерти не поздно начать жизнь с начала». В этом и есть вся философия жизни. Как только человек теряет любопытство и эмоции, о которых мы говорим, – все. Он уже недочеловек. К сожалению, очень многие люди к старости утрачивают интерес к жизни – они ничего не хотят, не испытывают ни к чему любопытства. Такие люди мертвы эмоционально, но их физиологическая жизнь продолжается. Некоторые из них даже умудряются работать. И это страшно. Но я считаю, что себя можно изменить и нужно. Главное – стараться себя удивлять. Даже если вам никто не нужен, если вы одинокий, зажатый, черствый человек, попробуйте удивить себя. Посмотрите на цветочек, который расцвел под ногами, или на небо, в котором проплывают фантастические облака, и полюбуйтесь, удивитесь – это шаг к чувственности. Как только вы начнете чувствовать, вам захочется с кем-то поделиться своими чувствами, а значит, вы перестанете быть одиноким. А как только одиночество уйдет, возникнут перспективы романа, брака, продолжения жизни. Самое главное – не ставить точки. Все время точку переводить в запятую. Надо обязательно себя удивлять – ведь доказано, что позитивные эмоции продлевают жизнь. Смех продлевает жизнь. Поэтому я стараюсь ставить так, чтобы на моих спектаклях люди и смеялись, и плакали. Мне важно, чтобы зрители в зале испытали такие эмоции, которых у них нет в жизни. И радуюсь, что пока мне это удается.
Андрей Альбертович, Вы замечали, что люди разных стран имеют разную эмоциональность?
А.Ж.: Наш, российский, зритель самый трогательный и эмоциональный – и об этом есть в книге. Наш зритель не только хлопает, он встает, вызывает на сцену актеров по несколько раз, пытается через рампу что-то им сказать, заглянуть в глаза. Наши зрители дарят не только цветы, но и продукты, и книги, и игрушки. Мне, например, недавно подарили ананас. Этой эмоциональности, сердечности, к сожалению, нет у западного зрителя. Американцы, например, вскакивают после спектакля с мест и, не хлопая, бегут на стоянку. Важно первым вывести свою машину с парковки, иначе застрянешь в огромной очереди на час. А русские никогда никуда не побегут – им куда важнее продлить общение с артистами и обменяться эмоциями. Французы замечательно чувственно реагируют, но они подчас начинают смеяться там, где, казалось бы, ничего смешного для нас нет, – в местах трогательных, интимных. А просто у них другая природа юмора. Французы смеются, когда узнают себя, когда ситуация сценическая и личная совпадают. А вот восточная публика – невероятно сдержанная. В Японии спектакль смотрят в полной тишине – зрители не проявляют никаких реакций. Зато в конце хлопают от души, а еще встают и со своих мест, кланяются актерам – благодарят их.
Но такие проявления, вероятно, связаны с традицией. А почему некоторые люди полярно реагируют на одно событие?
А.Ж.: Это зависит от бэкграунда человека, как мы говорим. От того, что сам человек в своей жизни прочувствовал. Если ничего подобного человек не испытал, он может и не подключиться. А если ситуация совпадает с эмоциональной памятью человека, с ним происходит что-то невероятное. Пример: мы привезли спектакль «Мой бедный Марат» в Израиль на гастроли. Первое отделение прошло в гробовой тишине, – я решил, что мы провалились. А в антракте наш московский продюсер подвел меня к израильскому импресарио. Тот поздравляет меня: «Потрясающий успех!» Отвечаю: «А я что-то не чувствую». Импресарио говорит: «А вы посмотрите в зрительный зал». И когда во время второго акта я выгляну в зал, увидел заплаканных людей, которые руками зажимали себе рты, чтобы не разрыдаться. В зале было много настоящих блокадников и их родственников, которые с головой погрузились в обстоятельства, когда-то пережитые…
Эмоциональность мужчин и женщин тоже отличается.
А.Ж.: Да. В театре Моссовета много лет шел мой спектакль «Милый друг» с Ритой Тереховой и Сашей Домогаровым. И я обратил внимание, что зрительный зал почти всегда заполняли одни женщины. Многие из них приходили на спектакль по два, три, четыре раза, специально прилетали из других городов. А все лишь затем, чтобы получить те эмоции, которые они не испытали в своей жизни, но так хотели бы испытать. Все-таки в нашей стране очень много одиноких женщин и несчастливых браков. И эти зрительницы очень эмоционально реагировали. А вот мужчины свои эмоции скрывают. Но это не значит, что они их не испытывают и ничего не чувствуют. Я очень часто замечаю в театре пары – женщина притащила на спектакль своего уставшего мужа. И вдруг во время действия он «подключается» и перестает реагировать на что-либо, кроме происходящего на сцене. Даже не отвлекается на разговоры своей жены. При этом внешне мужчина никаких эмоций не проявляет – смотрит как бы бесстрастно. Просто он стесняется своих эмоций, скрывает их. А я, наблюдая, в какой задумчивости этот человек выходит из театра, чувствую, что уходит он наполненным. Можно обобщенно и условно сказать, что женщины – экстраверты, а мужчины – интроверты. Но чувства необходимы и тем, и другим. Вообще, человек жив, только пока он что-то ощущает. В жизни физиологической, если нервные клетки, мышцы, ткани перестают реагировать на внешние раздражители, врачи качают головой – скорее всего, процесс уже необратимый. То же и с душой. Если начинает умирать душа – страшнее нет. Без нее и жизни нет. Поэтому считаю, что люди, которые занимаются искусством, несут ответственность перед остальными людьми. Мы в каком-то смысле миссионеры, призванные разбудить в душе эмоции, чувства. Искусство спасает очень многих людей. После премьеры «Идиота» за мной бежала одна женщина, пытаясь ухватить за руку. Я немножко даже испугался – не сумасшедшая ли? При этом она приговаривала: «Вы знаете, что я из-за вас сделала? Вы даже не представляете, что я из-за вас сделала!» Наконец я остановился, а она выдала: «Чтобы попасть на вашу премьеру, я сделала прививку!» Я выдохнул: «Да вы это для себя сделали». А потом проанализировал ее поведение и понял: чтобы получить новые эмоции эта женщина готова на большие поступки. Вот она сила искусства! И вот почему, особенно в сложные времена, мы, художники, обязаны дарить зрителям ощущение надежды, дарить эмоции, помогая выживать.
Беседовал Павел Соседов
Путь от наивных грез до суровой реальности непростой, но проходят его все, чтобы стать взрослыми. Это немного грустный период прощания с детством. Течение жизни не остановить…
Издатель, Антропов Алексей