Известная российская спортсменка, неоднократная чемпионка мира по художественной гимнастике Амина Зарипова и лидер группы «Несчастный случай» Алексей Кортнев вместе уже 17 лет. У пары трое детей – двое сыновей (Арсений и Афанасий) и дочь Аксинья.
У вас трое детей. Как вы думаете, можно ли исправить врожденные недостатки воспитанием?
Амина: Вряд ли. Вот у нас с Лешей трое детей. И при том, что у них и гены одинаковые, и окружение плюс/минус одно и то же, но… все они настолько разные, что понимаешь – каждый человек появляется на свет со своей определенной картой, своим набором качеств, как положительных, так и отрицательных. Можно задать какое-то движение в самом начале, можно сгладить, скрасить какие-то острые углы в характере, но суть человека изменить очень и очень сложно.
Алексей: Думаю, что врожденные недостатки можно замаскировать, подлечить. Пока мы заводим эту пружинку «делай так, вот так не надо», пока мы опекаем наших детей, это работает. Но как только мы их отпускаем, как только они выходят в самостоятельное плавание, при любом удобном случае этот «спящий» недостаток может быть извлечен из чулана, чтобы развернуться во всей красе.
Какие качества вы бы точно хотели видеть в ваших детях, а какие – нет?
Амина: Мы с мужем об этом много думали. Много, конечно, хочется дать детям и многого от них ждешь, но главное, что они выросли добрым и порядочными. Вот так банально. Мне кажется, именно этого не хватает сейчас всем нам. Способность сопереживать, сочувствовать, прийти на помощь – вот это я бы очень хотела в них видеть.
Алексей: У меня одна претензия к людям – ответственность. Она должна быть. И именно ее я хотел бы видеть в своих детях. Ответственность, прежде всего, за себя. Потом, если человек правильно развивается, учится у жизни, должна появиться ответственность за близких, за свою семью, за страну, за весь мир. Но к этому надо прийти с возрастом, это не сразу происходит.
Чего хотелось бы избежать?... Лень – вот, я думаю, главный бич нашего времени. Уж очень много соблазнов у современного человека. Буквально все вокруг вопиет: «Сядь, посиди, все само за тебя сделается». Уровень нынешней цифровизации, технологий таков, что человеку действительно мало о чем надо заботиться самому. Но, может быть, это такая новая норма жизни – сидеть в кресле, не дергаться лишний раз, играть себе в удовольствие в какую-нибудь приставку… Возможно, лет через 10 окажется, что это более правильная, выигрышная позиция, нежели совершать хаотичные попытки построить карьеру или еще что-то.
Какие людские пороки или недостатки вам сложно терпеть?
Амина: Мне очень сложно с людьми черствыми, жадными во всех смыслах, не только в материальном. С теми, кто не готов отдавать, сопереживать, делиться. Выбираю ли я людей по себе? Да, думаю, подсознательно выбираю. И детей тоже. Среди тех детей, которых я тренирую, нет внутренне мелких, недушевных, непорядочных, не готовых прийти на помощь. Такие у меня просто не удерживаются. Присутствие или отсутствие этих качеств уже явно видно в довольно раннем возрасте. Для меня они очевидны уже лет в 10-12.
Алексей: Не терплю физически неопрятных людей. Если от человека плохо пахнет или грязь под ногтями… я испытываю просто животную неприязнь. Я достаточно самостоятельный человек и могу сделать так, чтобы в моем окружении не было ни запущенных, ни запойных, ни патологически жадных. Вокруг меня те люди, которые мне приятны и интересны, с которыми я могу быть на одной волне.
Меняется ли ваш характер? Сложнее или, наоборот, проще с возрастом управлять своими недостатками?
Амина: Да, все мы с возрастом обрастаем неким панцирем. Какой он, зависит, конечно, от нас, но не всегда те перемены, которые с нами происходят, нас устраивают. Я, например, довольно нетерпеливый человек, и чем дальше, тем хуже. Почти всегда хочу всего и сразу. А так не бывает. Знаю, что иногда надо набраться терпения, подождать…не всегда, правда, получается. Лично мне помогает окружение: семья, близкие друзья. Рядом со мной всегда есть люди, которые вовремя могут одернуть, осечь, сказать: «Амина, приди в себя, не надо так». Я и сама в себе копаюсь. Знаю, что иногда бываю не сдержанной на язык, излишне доверчивой к людям, бывает, что ленюсь. Понимаю, что мне это мешает и стараюсь эти свои качества контролировать.
Алексей: Мне кажется, что я совершенно не изменился. Ну да, появился слой подкожного жира, лысина, но внутренне я, как мне кажется, остался таким же. Я человек, который с детства приучен к тому, чтобы не лениться, преодолевать препятствия, вызовы и жизненные сложности. Меня так папа с мамой воспитали. Так что я вполне успешно справляюсь со своими пороками – например, со своей склонностью к безделью или обжорству. Правда, надо сказать, что после 45 лет я стал это делать с гораздо меньшим удовольствием. Наверное, прошло то время, когда надо было и себе, и миру доказывать свою состоятельность, особенность, исключительность даже. Амбиций стало поменьше. Уже нет потребности работать с утра до вечера. Сегодня я наблюдаю в себе бОльшую склонность к сибаритству и гедонизму…
Тот у кого в душе светит солнце, будет видеть солнце даже в самый хмурый день.
Конфуций