жизнь и судьба георгиЯ вицина

Журналист, мастеринтвервьюер журнала «Начало» Павел Соседов размышляет о феномене великого советсткого и российского актера Георгия Вицина.

Артистов зрители часто ассоциируют с их ролями. Особенно если у артиста есть четкое амплуа. Творческая биография Георгия Вицина сложилась более чем успешно. Нашел он в жизни и личное счастье. Но при этом его судьба представляется драматичной, загадочной, окутанной тайной. Дело в том, что Георгий Михайлович никого не впускал в свои внутренний мир и личную жизнь: ни коллег, ни тем более поклонников и журналистов. Хотя Вицин по сей день остается одним из самых любимых и популярных отечественных киноартистов, поэтому интерес к его личности не проходит. Так что же сформировало его феномен – феномен Георгия Вицина?

Очевидно, что многие наши достоинства, интересы, как и недостатки и комплексы, формируются в детстве. Что мы знаем о детстве Георгия Вицина? Сам он никогда о детских годах не распространялся. Известны лишь отдельные факты, из которых цельную картину сегодня не сложить. Родился Вицин под Петербургом в 1917 году, но в документах годом его рождения значился 1918. На год младше сына записала его же мать. Воспитывавшая Гошу одна, таким образом она могла дольше рассчитывать на льготы для несовершеннолетнего сына. А жили очень бедно. Папа Вицина в Первую мировую пострадал на фронте от газовой атаки, с войны вернулся инвалидом и долго не прожил. Еще когда Гоша был младенцем, семья перебралась в Москву. Здесь мать, перепробовавшая множество рабочих профессий, устроилась билетером в Колонный зал Дома Союзов. Это дало возможность Гоше с юных лет посещать концерты. Мать пристраивала сына в зале за колонной, и мальчик смотрел выступления лучших артистов Советского Союза. Вероятно, так и зародился интерес в детской душе к актерству. Гоша был очень закомплексованным субтильным мальчиком, не любившим школу и учебу. Больше всего он ненавидел экзамены – до конца жизни считал их неоправданным стрессом для детской души. Чтобы побороть свои комплексы, Вицин принимает решение записаться в драмкружок, чем и определяет свою дальнейшую судьбу. Сцена не только помогла мальчику справиться с психологическими проблемами, но и помогла раскрыться его таланту. У Георгия обнаружились не только драматические задатки, но и отличная пластичность. Ему говорили, что с его физическими данными он бы мог реализоваться в балете. Через много лет Вицин нашел подтверждение тому, что в детстве выбрал правильное «лекарство от застенчивости». Он познакомился с научными работами (а потом и лично с их автором) психотерапевта Владимира Леви, который изучал влияние игры в театр на детей с психологическими проблемами: замкнутостью, заиканием и т.д. Исследования показали положительное лечебное воздействие подобных занятий.

После школы Георгий Вицин без раздумий пошел обучаться театральному делу. В силу обстоятельств сменил несколько театральных студий, занимался у лучших педагогов. В итоге закончил студию МХАТа 2-го и был зачислен в труппу этого театра. А с 1936 года Георгий Вицин – актер театра-студии Николая Хмелева (теперь это Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой). Вицин сразу стал одним из любимых актеров и учеников Хмелева. Но случилось то, чего от скромного Гоши никто и ожидать не мог. Он закрутил роман с женой учителя – актрисой этого же театра – Диной Тополевой, которая была старше Вицина на 16 лет. Представить себе сегодня Георгия Михайловича в роли героя-любовника и на сцене, и в жизни практически невозможно. Но в сороковые годы о романе Вицина и Тополевой шепталась вся театральная Москва. Хмелев повел себя благородно. Не только не устроил грандиозного скандала и не выгнал с работы неблагодарного ученика, но даже не изменил к нему своего доброго отношения как к артисту. С женой он развелся. Дина с Георгием стали жить гражданским браком. Но к концу сороковых годов они расстались. Вицин снова влюбился... В девушку, увлеченную театром, костюмера, бутафора, гримера Тамару Мичурину. Однако от своей первой любви не отвернулся. Помогал уже вышедшей на пенсию Дине Тополевой, носил ей продукты, поддерживал, как мог. В этих заботах помогала ему и новая жена. С Тамарой Мичуриной Георгий Михайлович прожил до конца своих дней – больше пятидесяти лет. Брак был счастливым: Тамара разделяла интересы супруга, поддерживала его в работе и в быту. Они вырастили дочь Наталью, которая выбрала профессию художника.

Работа в театре дала Вицину хорошие актерские школу и опыт. А вот популярность и всеобщее признание принес кинематограф. Начиналось все с малого. Сперва были съемки в массовке, потом эпизодические роли. Экран сразу высветил комедийные краски актерского таланта Георгия Вицина. Эти его возможности и способности оказались востребованы в кино, причем на протяжении всей жизни актера. Вицину и самому нравилось его амплуа комика. Он говорил: «У каждого человека в жизни и так достаточно трагедий… Так еще теребить себя, чтобы играть драматические роли – зачем мне это надо? Только положительные эмоции! Я даже не люблю и не понимаю жанр трагикомедии». Ему нравились лирические чаплиновские комедии, дарящие людям надежду

Внешность Георгия Михайловича долгие годы не менялась, что давало ему широкие возможности в кино: он мог играть и молодых героев, и стариков. Например, Васю Веснушкина – парнишку-футболиста в фильме «Запасной игрок» – он сыграл в 37 лет. А свою легендарную роль Мишеньки Бальзаминова – в 48! С Константином Воиновым, режиссером «Женитьбы Бальзаминова», они познакомились еще в юные годы в студии Николая Хмелева. Когда Воинов задумал сделать фильм по произведениям Островского, сразу предложил главную роль Георгию Вицину. Но к моменту, когда эту картину запустили в производство, прошло около десяти лет. Конечно, чтобы актер, возрастом под пятьдесят, играл юношу, не могло быть и речи. Но дабы не обидеть товарища, Воинов разрешил Вицину пройти кинопробы. Георгий Михайлович сам придумал грим для своего персонажа: зашпаклевал морщинки, нарисовал конопушечки. Вицину удалось перехитрить время – на пробы он вошел походкой молодого человека, а вышел – победителя! Георгий Михайлович занимался йогой, и если на съемках в свободные часы уходил медитировать куда-нибудь в поля, то до него было не докричаться. Натуру снимали в Суздале, и над городом гремел голос Константина Воинова, кричащего в мегафон: «Где опять Вицин!? Солнце уходит, а мы сцену не сняли!» Когда ассистенты находили Георгия Михайловича и пытались воззвать к его совести, он невозмутимо отвечал: «Ну, и завтра солнце будет… Не успеем сегодня – завтра доснимем».

В знаменитой «гайдаевской троице» Георгий Вицин был тоже самым старшим, хотя и не выглядел таковым. На момент выхода фильма «Пес Барбос и необычный кросс» Вицину было 44 года, Никулину – 40 лет, а Моргунову – 34! В эту картину Леонид Иович на роль Труса утвердил Вицина сразу, конкурентов у него не было, в то время как на роли Бывалого и Балбеса претендентов было множество. Трус, без сомнения, стал ролью-маской, приросшей к фамилии артиста навсегда. Но самого Георгия Михайловича это не огорчало. «Я чувствую своего персонажа, я его хорошо знаю», - говорил он. Хотя сам артист никогда в жизни не выпивал. Просто, как и все хорошие актеры, он был очень наблюдательным. Ему всегда было интересно наблюдать за животными. Вицин говорил: «Животные не отягощены человеческими одеждой и профессиями, которые откладывают отпечаток на характер и образ жизни. Животные естественны в своих индивидуальных проявлениях. И только пьяный человек становится таким же естественным, как животное – что думает, то и говорит. В этом плане мне пьяные люди интересны…»

Видимо, занятия йогой, ЗОЖ, здоровый эгоизм и «энергосберегающий пофигизм» позволяли Георгию Вицину до зрелых лет оставаться в великолепной физической форме. Он правильно питался, соблюдал режим дня, высыпался. Советовал: «Человек, проснувшись, не должен сразу вскакивать с постели – это стресс. Нужно еще хотя бы полчасика полежать – дать организму окончательно проснуться». На протяжении практически всей жизни Георгий Михайлович работал много. Но не бросался на любые роли, как некоторые артисты, а выбирал то, что считал интересным. По этой же причине Вицин ушел из театра имени Ермоловой – его тяготило соблюдение театральной дисциплины и отсутствие возможности выбирать роли. Он старался делать только то, от чего получал удовольствие. Сегодня сложно сказать, какие именно практики йоги Вицин предпочитал и применял. Но одно можно сказать наверняка: он изучил всю доступную в СССР литературу по интересующим его темам. Вицин был настоящим книголюбом. Из всех командировок привозил чемоданы книг, со всех гонораров обязательно покупал и выписывал книги. Особый интерес у него вызывали труды древнейших ученых и философов: Овидия, Горация, Софокла, Авиценны. Полученные знания Георгий Михайлович применял в жизни. Жил в гармонии с природой и самим собой. Людям предпочитал животных – подкармливал голубей, подбирал бездомных собак. Был противником технического прогресса, считал, что технический прогресс доведет человечество до гибели. Не привязывался к материальному…

В последние годы жизни Георгий Михайлович замкнулся: редко выходил из дома, сузил круг общения до жены и дочери, очень избирательно подходил к предложениям о выступлениях, не следил за своим повседневным внешним видом – на улицу выходил небритым, неопрятным, беззубым. Была у Вицина любимая фраза: «Я не люблю куда-то выходить из дома, ведь надо надевать брюки». Поэтому, помимо выступлений, у него было только два пути: либо в книжный магазин или арбатские букинистические лавки, либо за мясом, костями, крупами для бездомных собак и птиц. И в эти моменты Георгий Михайлович выглядел как городской бродяга. А зубы не вставлял принципиально – говорил: «Когда пора сжигать мосты, не надо их ставить… Тело дано нам природой, и ничего искусственного у человека не должно быть». Все это сыграло с ним злую шутку – в прессе и народной памяти укоренился миф о том, что Вицин в последние годы жизни нищенствовал. Уверен, что это было совсем не так. Вопервых, Георгий Михайлович всегда очень много снимался в кино, причем в хороших ролях. Вовторых, был «королем» озвучания мультипликационных фильмов (занимался этим с сороковых годов), его голосом говорят более двухсот персонажей. Кроме того, Вицин получал зарплату в театре, снимался в телеспектаклях, записывался на радио, был участником сборных концертов «Товарищ кино». За один выход в таком концерте на стадионе артистам платили тройную ставку. В пожилые годы Георгий Михайлович выступал с эстрады с рассказами Зощенко. Была у него и персональная пенсия. Это подтверждает и Наталья Варлей, по ее мнению, Вицин не был забытым человеком, просто он делал то, что ему хотелось, и выглядел так, как считал нужным.

В дни празднования 80-летия артиста активизировались все средства массовой информации – одолевали Вицина с просьбами об интервью. Он злился, прятался, закрывался. Тогда Тамара Федоровна сказала мужу: «Гоша, ну потерпи, у тебя юбилей, дай лишний раз интервью людям, выйди к ним». Георгий Михайлович ответил резко: «Оставьте меня в покое, мне осталось жить всего три года, и я хочу прожить это время так, как я хочу!» Умер он в 84… Получается он видел свое будущее… Может быть, Георгий Михайлович действительно познал Истину, скрытую от большинства людей, и жил в гармонии с миром? Но все же со стороны он выглядел блаженным чудаком. Было в его замкнутости, на мой взгляд, что-то нездоровое. И как следствие – такой же затворнический образ жизни теперь ведет единственная дочь Вицина Наталья. Она окончательно закрылась вскоре после смерти отца. О жизни Натальи известно крайне мало – она не дает интервью. Сегодня она не покидает своей квартиры, и все слухи, которые просачиваются о ее состоянии, весьма тревожные. В этом «династическом обете молчания» кроется, наверное, еще одна тайна Вицина... Каждый в жизни выбирает свой путь. Так когда-то маленький Гоша выбрал актерскую стезю и прошел по ней чрезвычайно ярко, достойно, до конца… Со стороны его жизнь выглядела успешной и счастливой. Но оставался ли он верен своей профессии в душе? Был ли он действительно счастлив и реализован? Ответ нужно искать в мудрых грустных глазах, смотрящих на нас с его фотографий...