НАВЕРНЯКА, КАЖДОМУ ИЗ РОДИТЕЛЕЙ ХОТЕЛОСЬ БЫ ЗНАТЬ, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ДУМАЮТ О НЕМ ЕГО ДЕТИ.
НАВЕРНЯКА, КАЖДОМУ ИЗ РОДИТЕЛЕЙ ХОТЕЛОСЬ БЫ ЗНАТЬ, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ДУМАЮТ О НЕМ ЕГО ДЕТИ.
«Это вопрос более тонкий, – объясняет психолог Катерина Хмельницкая. – Для ребенка в первые годы жизни родители – существа непогрешимые, всемогущие боги, от которых зависит его жизнь. И если он сталкивается с родительской неприязнью, ему легче думать, что он сам «плохой», нежели признать, что его бог – злой или несправедливый». Взрослея, дети начинают замечать, что у родителей есть недостатки, что они могут быть и нечуткими, и раздражительными… что они – просто люди. К семивосьми годам дети способны формулировать свои упреки, но еще не готовы сопоставлять и анализировать поступки родителей. И лишь в подростковом возрасте они начинают критиковать нас в полную силу.
Ребенок (не выходя за рамки уважительного отношения) становится критиком взрослых? «Для папы и мамы этот факт скорее позитивен», – считает Катерина Хмельницкая. Это означает, что у него есть понятие о собственной ценности, определенное мнение о родителях, а отношения в семье достаточно открыты, чтобы ребенок не боялся говорить о том, что чувствует.
Георгий, 13 лет
Cамое неприятное, что они мне сделали:
«Родители редко к чемуто принуждают меня, поэтому я хорошо помню любое насильственное действие с их стороны. Когда я был маленький, мне очень не хотелось ехать к комуто на дачу, а они меня посадили в машину и повезли. Вспоминаю с возмущением».
Лучшее, что мне довелось с ними пережить:
«Мы ездили в Литву, и было замечательно, когда родители катались на велосипедах, вокруг деревья... Я ехал в кресле сзади папиного велосипеда, а мама рядом. Такое было ощущение защищенности, я понимал, что со мной ничего не может случиться...»
Достоинства моей мамы:
«Мама трудолюбивая, целеустремленная. Если ей чемто нравится заниматься, уходит в это дело с головой. Мама – чуткий человек. Всегда подойдет и спросит, что случилось».
Достоинства моего папы:
«Папа почти ничего мне не запрещает. Хочется полуночничать – сиди, полуночничай. Хочется поехать в экспедицию – папа вовсе не против, в отличие от мамы. Он уважает мое право на одиночество, если видит, что я хочу побыть один».
Их основные недостатки:
«Папа довольно консервативен – например, он хочет ездить только в Литву и Карелию, а мне хочется еще чтонибудь увидеть. А мама считает, что меня надо держать в мозговом тонусе, и не дает мне от души полениться. Мне хочется поваляться, а тут вдруг мама напоминает, что надо бы заняться английским, и т. д.».
Что есть во мне от них:
«Не выношу, когда человек ради выгоды унижается, – это от папы. Если человек мне неприятен, я не буду его осуждать на людях, – это от обоих родителей. И неуемная страсть к чтению».
Полина, 6 лет
Cамое неприятное, что они мне сделали:
«Они могут наругаться, когда я не виновата. Один раз в самолете рассыпались орешки, а они сказали, что это я сделала, хотя это была вовсе не я!»
Лучшее, что мне довелось с ними пережить:
«Мне очень нравится, когда мама меня убаюкивает. А еще было здорово, когда папа меня водил гулять, а маме разрешал посидеть дома. Еще мы с ними вместе в разные города летали: в Анапу, Египет и Турцию. Там было такое море красивое! Нам там очень понравилось. Я, кстати, всегда мечтала на острове с ними пожить».
Достоинства моей мамы:
«Мама меня любит. И по выходным со мной гуляет. Она добрая, нежная и «любодочка» – это я такое слово придумала, это значит, что она дочек любит. У мамы вообще характер доброй женщины – она часто приносит мне чтонибудь вкусное. А еще я сейчас собираю коллекцию кукол, и она мне их покупает».
Достоинства моего папы:
«Папа все понимает в человеке. Он знает, какого врача надо вызвать, когда мне плохо. Папа у нас веселый, только мало бреется. Папа учит меня считать, сколько будет 5 + 5 и 2 + 3».
Их основные недостатки:
«Самое главное – мне запрещают смотреть сериалы, а они мне нравятся. Папа меня «тюкает» постоянно: «Ты моя девочка, утютю!» – и я на него обижаюсь. Мама иногда ругается. Но если я сразу говорю, что чтото плохое сделала, она меня прощает, потому что я честно призналась».
Что есть во мне от них:
«Я на них похожа: когда мне чтото надоедает, я начинаю кричать. Если папу терроризируют, он тоже громко ругается!»
Человек живет не тем, что он съедает, а тем, что переваривает. Это одинаково справедливо как для ума, так и для тела.
Бенджамин Франклин