«Я так вижу»: наше восприятие создает искаженную реальность

В мире бизнеса и политики, в семьях, то есть повсюду, где хотя бы время от времени возникают несогласие и конфликты, мы можем услышать мнение, что восприятие — это реальность. Такое утверждение часто используется, чтобы узаконить личное восприятие, порой расходящееся с действительностью. «Это дубинка, которой мы лупим по другим, выбирая нашу личную так называемую ’’реальность’’», – считает преподаватель университета Сан-Франциско Джим Тейлор. Называя себя «человеком слова», он предлагает со слов и начать. Очевидно, что у понятий «восприятие» и «реальность» разное значение. Восприятие происходит в уме, где гибкость мышления рождает верования и убеждения о том, что происходит в объективном мире. А реальность живет вне нашего сознания, и манипулировать ею не так-то просто. «Приравнивать к ней восприятие — все равно что отказаться от просвещения и откатиться обратно в средневековье», – уверен Тейлор.

Каждый живет в своем мире

Да, восприятие — не реальность, но личное восприятие каждого формирует его персональную действительность. Оно играет роль линзы, через которую мы смотрим на мир. Наше восприятие влияет на многие процессы: направление внимания, обработку поступающей информации, память, интерпретацию, понимание, обобщение, принятие решений и действия, которые мы производим. Понятно, почему мы склонны считать собственное восприятие настоящей реальностью. Но это не верно. Проблема в том, что эта линза, через которую мы смотрим на мир, нередко искажена нашей генетической предрасположенностью, прошлым опытом, базовыми знаниями, эмоциями, стереотипами, собственными интересами и когнитивными иллюзиями. Дэниэль Канеман, Нобелевский лауреат и основоположник поведенческой экономики, помог понять психологические процессы, управляющие человеческими суждениями и принятием решений. Он выделил 100 так называемых когнитивных иллюзий, под влиянием которых люди создают собственную реальность, отличающуюся от объективной.

«Я с уважением отношусь к философам, которые считают, что реальности не существует вовсе, а есть только лишь субъективные ее отражения, потому что мы не способны к прямому постижению объективной реальности», — пишет Джим Тейлор. Более того, наши возможности создавать свою реальность ограничены чувствами. Например, человек видит лишь ограниченный цветовой спектр и слышит звуки только на определенной частоте. Но если мы не в состоянии услышать посвистывание пса, это не означает, что в действительности оно не раздается. Благодаря технологиям люди во многих отношениях способны измерить реальность — хотя и здесь оппоненты могут возразить, что изучение результатов технических исследований все равно предполагает человеческое участие и восприятие, но это тема для отдельного разговора.

Чем это опасно?

Тейлор ставит ключевой вопрос: «Что не так с восприятием, отклоняющимся от реальности?» Действительно, что плохого, если человек воспринимает мир по-своему? Ответ неоднозначный и зависит, скорее, от степени и направления искажений. Например, одна из психологических теорий утверждает, что так называемые позитивные иллюзии, которые в разумной мере завышают потенциал человека, могут принести определенную психологическую и практическую пользу — в частности, подарить надежду и повысить устойчивость. Однако если восприятие уходит слишком далеко от реальности и от слабых иллюзий переходит к серьезным заблуждениям, оно становится обузой. Под его влиянием человек может ставить себе недостижимые цели или не провести необходимую подготовку перед выполнением серьезных заданий. По сути, серьезное расхождение между восприятием и реальностью может привести к потере дееспособности — примером тому служат некоторые психические заболевания. На социальном уровне происходит следующее. Когда у отдельных людей или целых групп слишком разные реальности, они не могут решать серьезные и неотложные проблемы — для этого просто нет точек соприкосновения. Так часто бывает в политике: люди с разными убеждениями настолько погружены каждый в свою реальность, что организовать конструктивный диалог и принять единое решение практически невозможно. Результат — бездействие или откровенная вражда и преступления на почве ненависти. В глобальном масштабе все еще серьезнее: у представителей разных стран — огромный разрыв в восприятии реальности, и все это приводит к медленной, но неуклонной дезинтеграции сил, которые в идеале должны удерживать мировое сообщество в целостности. Это мрачная и популярная тема нашла отражение в кино, литературе и нашем современном мире.

Что делать?

Важной задачей Тейлор видит контроль за тем, чтобы восприятие — наше собственное и других людей — оставалось близким к реальности. Он предлагает держать в голове несколько простых советов.

Не стоит предполагать, что ваше восприятие и есть объективная реальность — это лишь ваша собственная «реальность». Отнеситесь с уважением к восприятию других людей — они могут быть правы. Не привязывайтесь к своему восприятию — оно может быть ошибочным. Чтобы признать это, требуется смелость. Осознайте, какие ваши когнитивные искажения могут деформировать картину реальности. Понимание «помех» поможет лучше связать восприятие с реальностью. Проверьте свое восприятие. Выдержит ли оно тщательное изучение через «микроскоп реальности»? Перепроверьте себя, обратившись к специалистам и тем, кому доверяете. Но учтите, что у ваших близких друзей наверняка похожее восприятие.

Будьте открыты к изменению вашего восприятия, если для этого появятся веские причины. Ригидность сознания гораздо хуже, чем неправота. «Когда в следующий раз другие, защищая свою позицию, заявят вам, что восприятие — это реальность, ответьте, что это лишь их восприятие, но уж точно не объективная реальность», — предлагает Тейлор. Совет, которым определенно стоит воспользоваться.

Поделиться статьей: