Половина мира, кажется, только и обсуждает особенности воспитания малышей в британской королевской семье. Их берут на вооружение. Однако на самом деле до недавних пор считалось, что детей в королевских и императорских семьях должны воспитывать не так же, как других, а значит, что и копировать методы воспитания никто не должен. Да и многие из этих навыков в обычной жизни не пригодились бы.
Восемнадцатый век: вожми голову в шею
В восемнадцатом и большей части девятнадцатого веков детей из правящих семей России и Европы учили не просто держать спину прямо, а еще по особому «ставить» голову. Нет, никто не учил принцев и принцесс вздергивать подбородок и так ходить. Наоборот, подбородок следовало держать прямо, но так отстранять голову назад, чтобы он чуть вжимался в шею. Это, конечно, могло дать небольшой второй подбородочек, но до двадцатого века он уродливым не считался, а вид становился величественным без чванства.
Делай, что хочешь, но не смей плакать
Еще королеву Викторию, когда она была принцессой Александриной, строго учили: на людях плакать нельзя. Даже удалиться поспешным шагом приличнее, чем начать лить слезы при свидетелях. Пока принцесса была маленькая, она убегала, едва слезы наворачивались на глаза, а позже научилась справляться со своими чувствами. Сейчас принц Чарльз и герцогиня Кейт очень много позволяют детям — те даже прилюдно корчат рожицы — но только не плакать. Если ребенок стал кричать и рыдать, играя с детьми в песочнице, герцогиня немедленно его уводит. Кстати, еще членам британской королевской семьи нельзя прилюдно смеяться. По крайней мере, взрослым — но до недавних пор этому обучали с детства. Королевский образ никогда не должен искажаться слишком сильно. По той же причине, кстати, запрещено снимать, как члены королевской семьи едят — ведь может получиться кадр с искаженным лицом. Смеяться долго запрещалось и испанским принцам и принцессам так же, как и бегать — это роняло достоинство всей королевской семьи и потому правило внедрялось с самых малых лет. На всякий случай принцы и принцессы порой даже не улыбались, чтобы их не наказали, приняв улыбку за беззвучный смех.
Умей уважать труд
Чтобы понимать, что такое труд (и ценить своих подданных), в разных правящих семьях прибегали к разными способам. Османских принцев, например, обязывали изучить на выбор какое-нибудь ремесло. Этим ремеслом они потом должны были заниматься каждый день! Так, Мехмед III изготавливал стрелы. В восемнадцатом и девятнадцатом веках в некоторых европейских правящих домах дети занимались садоводством или хотя бы знакомились с ним. В Японии принцессы помогают матери-императрице разводить шелкопрядов — это традиционное занятие японской императрицы, и тоже популярно привлечение детей к садоводству, включая выращивание риса. Кроме того, в европейских домах, начиная с девятнадцатого века, могли ввести в обязанность принцев и принцесс убирать за собой после занятий или если они что-то испачкают в доме — например, прольют суп. А вот для китайских принцев, наоборот, было зазорно делать своими руками хоть что-то «простое».
Закалка
Крепость тела в европейских монарших семьях начали воспитывать очень давно, но методы были разные. Одни монархи требовали от детей строгого соблюдения всех религиозных постов, другие, как в случае с будущей королевой Викторией, кормили их только молоком и хлебом, кроме особых случаев, третьи следили, чтобы дети одевались как можно легче — так, в Британии до сих пор действует запрет на длинные брюки для маленьких принцев. В холодные дни его порой обходят, закрывая ноги очень высокими теплыми гольфами. Практически везде до самых недавних пор принцев и принцесс в любой день поднимали очень рано, не давая разлеживаться. Это практиковалось и в российской императорской семье.
Отстраненность
Весь девятнадцатый и двадцатый века маленьких принцев и царевичей старались не обнимать, начиная лет с семи, а порой и раньше. Во-первых, чтобы не разбаловать их и не сделать слишком эмоциональными (да, считалось, что от объятий дети становятся слезливее!). Во-вторых, считалось, что это увеличит шансы принцев и принцесс на счастливый и крепкий брак — почти невозможно не полюбить накрепко человека, которого тебе, после стольких лет холодности, наконец-то можно обнимать хотя бы по ночам. Разногласия между супругами в эпоху Средневековья и Возрождения, как считалось, наделали слишком много бед, чтобы не требовать от императорских семей особенной крепости и сплоченности. Возможно, это работало. Несколько российских и германских императоров обожали своих жен, а британская королева Виктория признавалась, что, когда обнимается с мужем, слаще этого ничего нет — просто хоть никогда не отходи от него. В Японии холодность родителей в императорской семье до недавних пор была еще сильнее, чем в Европе — принцев и принцесс приводили на свидание с отцом и матерью только несколько раз в месяц. Дети молча и вежливо кланялись, родители их рассматривали, чтобы убедиться, что они, кажется, в порядке. Такую традицию прервал только отрекшийся недавно император Акихито. Он воспитывал детей сам, вместе со своей женой, кстати, простолюдинкой. В британской королевской семье революцию произвела леди Диана, которая постоянно, даже на публике, обнимала своих сыновей (и они продолжают эту традицию).
Мальчики для битья и компаньонки для стояния в углу
В Средние Века и эпоху Возрождения у многих принцев и принцесс были постоянные маленькие компаньоны. Поскольку до определенного возраста общение с ровесниками было затруднительно, фактически эти компаньоны были единственными товарищами по играм. Принцы очень привязывались к своим маленьким друзьям, и этим пользовались, чтобы наказывать принцев, не роняя розгами их королевское достоинство: розги доставались компаньону (который, собственно, и был мальчиком для битья). Похожим образом порой обращались и с компаньонками принцесс. Сейчас институт компаньонок, если и используется, то по-другому: так, испанская принцесса каждый год выбирает себе компаньонку, с которой вместе будет делать домашние задания (чтобы было немного повеселее). Но и круг общения у нынешних монарших детей, надо сказать, куда шире — они часто учатся в школах вместе с другими детьми.
Следи за речью
Во всех европейских и дальневосточных королевских семьях по крайней мере последние лет двести учат детей следить за своими интонациями. Недопустимо привизгивать (то есть постоянно и явно повышать интонацию) или проглатывать окончания слов. В Японии в стародавние времена все было еще суровее: пока держался обычай скрывать лицо правящего императора, держался и обычай говорить нараспев. То есть даже не просто нараспев, а словно поешь. И этому обучали с детства.
Тот у кого в душе светит солнце, будет видеть солнце даже в самый хмурый день.
Конфуций