ослабление семьи

Дарио Салас Соммэр

Отрывок из книги чилийского философа Дарио Саласа Соммэра «Мораль XXI века».

Семья — это основная ячейка общества, центр, в котором формируются эмоциональная жизнь и мораль человека. Она имеет фундаментальное значение для человеческой цивилизации, поскольку является средством развития людей, которые должны быть полезными для общества, но иногда они, к сожалению, сбиваются с пути. Семья и очаг — первая структурная модель мира, с которой встречается ребенок, чье психологическое, моральное и духовное развитие зависит от этой формирующей среды.

Этический и духовный упадок современного человека объясняется несостоятельностью родителей, которые обычно недостаточно развиты и, значит, не завершены. Такие родители не могут передать своим детям необходимые духовные ценности, которых сами лишены. В этом и состоит истинная причина духовной нищеты нашего мира: в подавляющем большинстве мы — дети плохих родителей, в техническом смысле этого слова.

Родители не имеют четкой, недвусмысленной морали и достаточных знаний для адекватного воспитания детей. И все потому, что они не сумели воспитать себя, то есть обрести высшие знания, стать хозяевами личности, чтобы достичь высшего уровня развития в духовном, этическом и моральном смысле и не позволять животным страстям владеть собой.

Духовное возрождение не упадет с неба, как солнечный свет или дождь. Оно требует упорной и постоянной духовной работы. Но сначала человек должен осознать свою незначительность, а это трудно сделать людям, опьяненным ощущением собственной важности.

Скорее всего, у современных людей средний коэффициент интеллекта намного выше, чем у прежних поколений, из-за головокружительного развития науки, но это не помогает им стать хорошими родителями.

Всегда есть исключения из правил, и бывало, что в семьях с ограниченным сознанием рождались великие люди. Сама по себе культура не создает человеческого содержания, а часто уменьшает его, производя культурных варваров: людей интеллектуальных, но не способных к суждению, бесчувственных, циничных, нечестных или злонамеренных. В то же время есть люди не такие культурные и образованные, но являющиеся истинными гигантами души и духа. Например, у апостолов не было ни образования, ни хороших манер, но у них было величие души. У некоторых людей, презираемых обществом, могут быть великие души, а другие, обладая большой социальной значимостью, почти лишены духовного содержания.

Отсутствие достойного примера — патриарха семьи, который в силу мудрости и возраста имеет моральную власть, может создать в доме обстановку неопределенности, когда ребенок, не найдя значимой фигуры для подражания и уважения, следует плохому примеру.

Материалистичность нашего времени приводит к тому, что взрослых и пожилых людей несправедливо принижают. Будучи эмоционально бесчувственными, молодые неуважительно называют мать «сумасшедшей», а отца — «бедным стариком». Некоторые молодые цинично считают стариков убогой рухлядью, а себя — современными и совершенными. Слова «старая развалина», «мумия», «старомодный» стали для них обычными. Нельзя во всем винить только молодежь. Уважение нужно заслужить. Отец не должен быть неопределившимся, противоречивым, трусливым или мазохистом. Говоря о заслуге, мы имеем в виду целостный характер и сильную волю, которые позволяют человеку достигать больших целей в повседневной жизни, бороться против извращения, порока и искушений, иметь внутреннюю силу, чтобы сохранять честность и добродетельность, несмотря на презрение других.

Важно отказаться от инстинктивного животного поведения и быть способным «подставить другую щеку» в духовном и техническом смысле, то есть необходимо прикладывать усилие воли, чтобы вести себя как истинно цивилизованный человек, не поддаваться искушению отвечать механистично и агрессивно, быть наилучшим примером для своих детей.

Родители не должны ждать от детей реализации того, что им самим достичь не удалось, но в то же время им не следует ограничивать детей слишком маленькими целями. Родители должны пробуждать восхищение и уважение детей своими человеческими достижениями, чтобы дети желали достичь такой же духовной реализации, как их родители. Нужны отцы, обладающие моралью, завершенные люди, которые будут ядром, сплачивающим всю семью.

К сожалению, слишком часто отцовская власть осуществляется грубо и агрессивно, а когда родители грубы, эгоистичны, жадны и меркантильны, они развращают детей и всю семью.

Как страна зависит от своего правительства, так семья подчиняется лидеру, ее объединяющему. В идеале лидерство должно быть распределено между отцом и матерью. У каждого из них должна быть своя роль, и тогда ребенок будет с детства правильно общаться и с женщинами, и с мужчинами. В результате женщина разовьет гармоничные отношения с мужчинами, а мужчина — с женщинами. Отец и мать должны быть объединены истинной любовью. Когда это не так, семейный союз становится обманом, который вредит целостности всей семьи.

Человеческие законы об этике, браке, разводе, аборте, измене являются лишь жалкой имитацией того, в чем заключается реализация завершенных людей — поступать в соответствии с высшим принципом эквивалентного равенства, другими словами, с любовью и уважением к тому, что справедливо и правильно в своей сущности, а не исходя из личной выгоды или на основании субъективного общественного мнения.

Такое поведение говорит о моральной зрелости человека, поскольку он полностью сознателен и ответственен за свои поступки, берет то, что заслуживает, и дает тем, кто заслуживает. Обладая безличностным сознанием, человек относится к себе и окружающим справедливо, в соответствии с высшим благом.

Только такой тип развития может позволить сформировать семью, которая станет прибежищем мира, гармонии и любви и сможет противостоять разрушению и загрязнению извне. Привычка подстраивать свою жизнь под других делает человека исключительно восприимчивым к влиянию извне: он ведет себя так, чтобы понравиться окружающим. Одобряемое большинством он расценивает как хорошее, не подвергая никакому анализу. Слепое принятие мнений или идей авторитетных людей только из-за их социального статуса, без всякого понимания, обедняет и ослабляет внутренний мир человека, препятствует росту и зрелости «я».

Настоящая семья должна быть «мастерской жизни», где истина принимается не под давлением мнения большинства и не из-за влияния харизматичных общественных и политических деятелей, а только когда она понята и человек с ней внутренне согласен.

Лишь сознательная формирующая сила семьи, созданная парой завершенных людей с развитым сознанием, может привести всех ее членов к наивысшему качеству жизни. Такая семья уважает права ближних, защищает Природу, индивидуальность, предпочитает духовные ценности циничному и безжалостному материализму. Она противостоит тем, кто, хорошо маскируясь, стремится к использованию людей, превращает их в послушных потребителей, «пушечное мясо» для экономических или политических экспериментов или ценит их только как голос, отдаваемый за определенного политического кандидата.

Такое качество жизни позволит человеку достичь истинной свободы, основанной на преодолении своих страстей и обретении контроля над собой и своим разумом, чтобы жить, как подобает настоящему человеку, через которого проявляется его истинная сущность. Осознав настоящее значение и цель жизни, человек не будет ограничиваться простым существованием и размножением, потреблением товаров, увеличивающихся в геометрической прогрессии.

Сто сознательных семей, возглавляемых завершенными родителями, могли бы изменить жизнь целой нации. А тысяча таких семей изменила бы судьбу мира.

Однако есть реакционные силы, которые препятствуют установлению высшей морали, они проникают в глубины бессознательного в форме сублиминальных приказов и не желают, чтобы послушный потребитель превратился в сознательного, поскольку сознательный потребитель невосприимчив к такому влиянию и имеет свободу выбора.

Эта работа ведется теми, кто извлекает выгоду из ментального порабощения людей. В результате «промывания мозгов» извращенный стиль жизни, навязанный эксплуататорами, почти для всех людей планеты становится естественным и желанным.

Если мы действительно стремимся к индивидуальной свободе, известная всем Декларация прав человека должна быть изменена и дополнена.

Необходимо добавить следующее: невмешательство в личное ментальное пространство человека; свобода от тирании большинства; свобода от избытка рекламы; право голосовать за реального кандидата, а не за мираж, являющийся продуктом маркетинга; наличие беспристрастного правосудия; защита от государственного насилия и от всех форм дискриминации, монополий и эксплуатации.

Сегодня во всех странах на любую среднюю семью негативно влияет избыточное предложение товаров на потребительском рынке. В результате разум людей наполняется бесконечными фантазиями и вынуждает посвящать все силы и время зарабатыванию денег для удовлетворения желаний, не оставляя места для минимального анализа себя и своей жизни.

Человек начинает бездумно усваивать мысли и привычки большинства или следовать лидерам, чьи идеи совпадают с его собственными нерациональными потребностями. Когда человеку не хватает времени или желания размышлять о себе и окружающем мире, он слепо подчиняется приказам автономной информации, внедренной в его мозг.

Человек не может быть действительно свободным, если подвергается ментальным манипуляциям или довольствуется тем, что уже знает. Он должен стремиться к трансцендентальным истинам, которые не теряют своей чистоты с течением времени. «Плохой» человек (в техническом смысле слова) имеет недостаточно высокие внутренние качества, а значит, будет плохим родителем, поскольку не сможет передать детям качества, которых у него нет. Скорее всего, окажется, что не родители будут воспитывать детей, а дети— родителей. Дети, чувствуя слабость родителей, прибегают к эмоциональным манипуляциям, чтобы принудить их выполнить свои капризы. Только родители, имеющие достаточный уровень индивидуального сознания, могут правильно воспитать детей, не превратив их в свои копии и не позволив детским капризам контролировать взрослых.

Именно родители должны создавать и определять нормы отношений внутри семьи, чтобы она действительно была образцом высших ценностей. Ни в коем случае не следует быть авторитарным. Очень важно уметь последовательно объяснять детям, зачем нужно делать то или иное. Дети понимают намного больше, чем принято считать. Отец, который был пойман на лжи, не имеет морального права призывать ребенка говорить правду. Ребенок все видит и начнет презирать отца. Одной из самых больших слабостей родителей является поощрение ребенка за то, что он обожествляет отца и мать, вызывая у них постоянное нарциссическое удовольствие.

Позволять любить себя, как далекого всемогущего Бога, и ничего не объяснять — это свидетельство полного отсутствия педагогических способностей. Нельзя ожидать от ребенка, что он поднимется до уровня родителей и поймет их. Родители должны спуститься до уровня ребенка и общаться с ним на его языке, постепенно показывая, что они тоже люди и могут ошибаться, испытывать страх, боль, тревогу и страдание так же, как и дети, но характер и воля позволяют им преодолевать трудные ситуации.

Когда родители возводят себя до уровня богов, они уподобляются колоссу на глиняных ногах, слабость которого проявится при малейшей неосторожности, тогда они потеряют уважение и любовь своих детей.

Во время супружеских ссор растерянные дети часто спрашивают, что происходит, а взрослые придумывают любое оправдание, лишь бы не сказать правду. Со временем их ложь оказывается очевидной, что негативно сказывается на ментальном здоровье детей. Иногда отец и мать обвиняют друг друга перед детьми, чтобы завоевать их любовь. Это также деструктивно влияет на детский разум, поскольку для ребенка отец и мать неразделимы.

Хорошее и искреннее общение между членами семьи — жизненная необходимость для всех. Если этого нет, единство семьи нарушается, и она становится более уязвимой под действием внутренних и внешних негативных факторов.

Ослабление семьи — это нарушение морали, поскольку именно семья оказывает огромное влияние на воспитание молодежи — нашего будущего. Ослаблению можно способствовать активно, намеренно или пассивно, по небрежности, но в конечном счете это направлено против качества жизни всего человечества.

Ошибочно измерять единство семьи количеством часов, проведенных вместе. Важно не количество часов, а глубина общения, любовь и преданность, которые в латентном состоянии присутствуют в семье всегда, но жизнь устроена так, что у людей мало времени для общения.

К тому же родители, изнуренные работой и стрессами, не способны сделать положительный эмоциональный и психологический вклад в семью даже при долгом общении. В первую очередь, они должны заботиться о собственном духов - ном развитии для того, чтобы суметь проявить свои наилучшие человеческие качества. Это означает, что чем более возвышенным будет их внутреннее состояние, тем более ценным станет их вклад в семью, который не будет ог - раничен временными рамками, характерными для нашей эпохи. Если родители не обладают собственным пространством для постоянного здорового самоанализа, они не достигнут не - обходимого внутреннего равновесия для того, чтобы правильно направлять своих детей. В повседневной жизни членам семьи необходи - мо интенсивное, глубокое, теплое общение, и всего полчаса могут принести намного больше пользы, чем несколько дней, проведенных вме - сте, но без эмоционального и психологического общения. Дети должны знать, что всегда могут рассчитывать на своих родителей, на их истин - ную любовь, единение с ними и заботу. Не нуж - но путать это с детским нарциссизмом, когда родителей просто используют.

Когда говорится об объединении семьи, обыч - но имеется в виду только социальный аспект, но не моральная составляющая. Считается, что, если семья просто живет вместе, она уже объе - динена.

Есть семьи, объединенные не добродетелью, а отсутствием морали, плохими привычками, иногда даже ненавистью, насилием, завистью, обидой и преступлениями. Они разрушительно влияют на социум и мораль и являются наи - худшим местом для воспитания детей.

С «технической» точки зрения независимо от того, едина семья или нет, она может быть плохой или хорошей. Поэтому крайне важно создать идеальную моральную и психологи - ческую модель совместной семейной жизни, чтобы люди со школьной скамьи знали, как ее воплотить. Это — наилучший способ приум - ножить истинное богатство страны. С точки зрения морали, настоящей семьей можно на - зывать только те родственные группы, которые объединены высшими духовными и этически - ми ценностями, распространяющие свои прин - ципы не только на верующих, но и на светских людей, чтобы те смогли приобщиться к разум - ному духовному пути, не требующему абсо - лютной веры для согласия с его содержанием.

Поделиться статьей:
декабрь - январь 2024

Человек живет не тем, что он съедает, а тем, что переваривает. Это одинаково справедливо как для ума, так и для тела.

Бенджамин Франклин

Читать номер