Чем обусловлен наш характер, увлечения, способности? Только ли генами? Или все же окружение оказывает влияние на то, какие черты проявляются в личности? Диана Тевосова пытается разобраться, на сколько процентов мы зависим от генов.
Меня давно интересует вопрос, что на нас влияет больше — гены или социум, особенно когда речь заходит о воспитании и развитии детей. Джордж Карлин, американский комик и актер, шутил: «Счастье зависит от везения и генов. Но если задуматься, то и гены — это везение». Генетики, психологи, социологи до сих пор не нашли единой точки зрения, что больше влияет на человека, формирует его как личность: врожденные особенности или социальная среда? Набор генетических данных или условия жизни и воспитания? Учеными доказано, что параметры мозга передаются понаследству. Интересный факт: объем коры головного мозга на 85% — генный признак. Кора головного мозга отвечает за обработку чувств и сознание человека, контролирует связь с окружающим миром. От 40% до 80% когнитивной гибкости, умения думать о многих вещах одновременно, быстро переключаться с одного на другое и адаптировать мышление под ситуацию передается по наследству. Память, внимание, осмысленность, уверенность в себе, дружелюбие, жизнелюбие, тревожность — это все уже заложено в генах. Выходит, прав был Пифагор: «Не из каждого дерева можно выточить Меркурия,» — или, проще говоря, «рожденный ползать летать не может»? Существует два термина: генотип и фенотип. Генотип — ДНК, где зашифрована информация о наследственности. Его изменить невозможно. Фенотип — внешние проявления генотипа – все то, что может описать и охарактеризовать человека: от цвета волос, глаз, кожи, черт лица, роста, массы тела до темперамента и поведения. Многие признаки фенотипа под воздействием окружающей среды можно изменить. Внешние данные в современном мире модифицировать легко. Другой цвет волос, пластика, похудение или набор массы. Черты характера, темперамент, наличие тех или иных умений зависят от влияния общества и работы над собой. Формирование характера и личности — это длительный процесс, начинающийся еще в младенчестве. На него, кроме наследственности, существенно влияют такие факторы: семейная атмосфера, культура воспитания, социальное окружение (родственники, друзья, коллеги), историческое состояние общества, профессия, сфера деятельности, принадлежность к религиозному течению. Социум, то есть среда общения, — важный фактор развития ребенка. Генами обусловлены склонности к чему-либо, но поведение — социальной оболочкой. За него отвечает человек, его окружение. Гены — данность, поведение — альтернатива. Козлов Николай Иванович, профессор, доктор психологических наук, главный редактор энциклопедии практической психологии «Психологос», отмечает, что негативную предрасположенность можно скорректировать путем позитивных социальных условий и в то же время проявить скрытые возможности человека. Влияние социальных и культурных факторов на развитие личности так же широко, как и влияние генотипов. Скорее всего, правильно считать, что развитие ребенка определяют гены и социум вместе. Существует теория, что даже привычки и манеры передаются по наследству, поэтому в первую очередь необходимо вырабатывать все прекрасное в себе, чтобы передать следующим поколениям. При воспитании детей необходимо принимать во внимание природные данные. Стараться не предъявлять завышенных требований. Учитывать индивидуальность и уникальность. То, что человеку дается от природы, — площадка для строительства. Какой дом будет построен на ней (ветхая хибара или прекрасный замок), определяют родители и сам ребенок. Материалы для строительства — обучение, воспитание, трудолюбие, мораль, этика, нравственность, духовность, личный образец, правильное общение в семье, уважение и доверие. Давайте вместе создавать хорошее будущее для ребенка!
Тот у кого в душе светит солнце, будет видеть солнце даже в самый хмурый день.
Конфуций