Крах нуклеарной семьи. Какие отношения нас ждут в будущем?

Шел 2219 год… Космонефтяник Иванов, попрощавшись со своими шестью женами и двумя мужьями на Марсе, отправился в длительную командировку на планету ZX001002 за пределы солнечной системы. На космодроме планеты ZX001002 его уже встречала корпоративная жена, заранее подобранная с помощью галактического компьютерного сервиса «Киберсваты».

Не откладывая дело в долгий ящик, прямо из космодрома они поехали в бебиториум – своеобразный генетический магазин, где можно заказать себе эмбрион будущего ребенка с нужными для родителей характеристиками. По дороге, правда, немного поспорили, будет ли ребенка воспитывать робот-няня или отдать его в детскую коммуну при Корпорации. В итоге договорились о том, что растить ребенка будет семья-община, после чего разъехались каждый по своим делам, решив, что будут встречаться в виртуале не реже одного раза в неделю. 

Функции «ячейки общества» 

 

Для нашего общества нормой является так называемая «нуклеарная семья». Нуклеарная семья – это базовая «ячейка общества», состоящая из двух родителей (мамы и папы) и детей. У семьи много функций: экономическая, хозяйственно-бытовая, социально-статусная, репродуктивная, воспитательная, функция социализации, сексуальная, эмоциональная и др. С детьми в семье связаны прежде всего такие функции: репродуктивная (ребенок рождается в семье), воспитательная (родители заботятся о ребенке, создают ему все необходимые для роста и развития условия), функция социализации (родители передают ребенку социальные нормы и правила, ролевые модели поведения, формируют личностную историю и жизненный путь ребенка). Если какая-нибудь из функций семьи реализована недостаточно (или вообще не реализована), это создает угрозу для существования семьи. Если не реализована хозяйственно-бытовая функция («гнездышко» получается недостаточно уютным), то вполне может возникнуть ситуация, когда «семейная лодка разбилась о быт». Если один из партнеров бесплоден, а другой мечтает о детях, это также может стать причиной распада семьи. Если один «сидит на шее» у другого (экономическая функция недостаточна), это тоже повод для разрыва отношений. Семейные функции нужны, с одной стороны, для удовлетворения потребностей общества, а с другой стороны, для удовлетворения потребностей самих членов семьи. 

 

Скрепы трещат 

 

Семья как социальный проект («ячейка общества») изначально является способом выживания как отдельного человека, так и социума в целом. Супруги объединяют усилия и ресурсы (труд, финансы, крышу над головой, домашнее хозяйство), и это дает надежную защиту не только им, но и их потомству. Получается, что семья – это своего рода «иммунная реакция» общества в ответ на внешние угрозы и общую социальную нестабильность. Чем в более неблагополучном мире мы живем, чем больше явных угроз нашему выживанию, тем выше потребность общества в традиционной «ячейке». Социологи подтверждают: больше всего институт традиционной (нуклеарной) семьи страдает в экономически развитых странах, где риски, связанные с выживанием, минимальны. В результате мы получаем современные формы «семьи»: синглетов (одиночки, заключающие браки с виртуальными партнерами или принципиально отвергающие брак), браки/отношения чайлдфри, однополые браки, фрилав-коммуны (совместное проживание группы разнополых партнеров), неполные семьи (ребенок + один родитель), гостевые браки (ребенок с кем-то из родителей, но мама и папа живут в разных городах или даже странах и встречаются изредка). Зачем вообще создавать семью, если общество потребления предлагает на выбор множество способов удовлетворения семейных потребностей вне семьи? Если можно легко и просто выжить в одиночку, зачем брать на себя ответственность и обязательства, связывая надолго свою судьбу с другим человеком? Крестьянину, чтобы работать в поле, была нужна помощь и жены, и детей, но нужна ли она современному программисту или менеджеру? Пару столетий назад секс вне брака был практически невозможен, а сегодня свободные связи вполне допустимы. Удовлетворение семейных потребностей исключительно в рамках семьи сохранилось, пожалуй, только в «третьем мире». В Индии, Пакистане, Эфиопии мы можем наблюдать «идеальные» нуклеарные семьи (папа, мама и пять – семь детей) и удовлетворение всех основных потребностей в рамках семьи. Но стабильный брак и большое количество детей – всего лишь залог выживания и нормальной социализации хоть кого-то из рожденных в неблагоприятных условиях детей, а также самих родителей в старости. Если люди из этих стран эмигрируют в более благополучные, уже во втором-третьем поколении их семьи из традиционных очень быстро трансформируются в «современные». Традиционная семья – это система, которая имеет как верхний, так и нижний предел своего существования. Верхний предел преодолевается в процветающих обществах, где все потребности, которые раньше можно было удовлетворить только в семье, можно легко и просто реализовать альтернативными способами. Нижний предел преодолевается тогда, когда общество оказывается в кризисных демографических ситуациях. За примером далеко ходить не надо – взять хотя бы СССР после Великой Отечественной войны.

 

Трансформация ценностей. Какие отношения нас ждут в будущем? 

 

В каком же направлении развивается институт семьи? Сохранится ли традиционная (нуклеарная) семья через 100–200 лет? Писатель-фантаст Уильям Гибсон как-то верно подметил: «Будущее уже наступило. Просто оно неравномерно распределено». Ему можно ответить, что и прошлое никуда не ушло. И оно тоже распределено неравномерно. Еще в конце XX века Тоффлер прогнозировал, что в будущем возможны следующие трансформации института семьи: появление открытых и смешанных полигамных браков (то есть многоженство/многомужество, причем состав партнеров может свободно меняться). При этом никто не запрещает традиционные моногамные браки, они просто будут одной из возможных форм семьи. Временные браки по месту работы/проживания. Идея не нова, в разные исторические эпохи и в разных обществах уже существовал институт наложничества. То есть общество давало разрешение на кратковременные отношения по типу семейных в каких-то особых обстоятельствах (например, воинам в походе, купцам в странствии и др.). Предполагается, что такие временные отношения станут нормой и/или будут узаконены. По мнению футурологов, вряд ли большая часть людей откажется от близких отношений с любимым человеком, выбрав вместо них роботов/виртуальных супругов. Но более широкое использование роботов для реализации отдельных функций семьи (например, хозяйственно-бытовой, для простейшей заботы о маленьком ребенке, в качестве семейного учителя/врача и т. п.) возможно уже в ближайшем будущем. 

Согласно одному из прогнозов, ответом на чрезмерный индивидуализм общества потребления может быть возврат к традиционной «расширенной семье», когда вместе с мамой, папой и детьми проживают бабушки-дедушки и иные родственники. Такой тип отношений был характерен для первобытных племен, когда почти все члены племени состояли в тех или иных родственных связях. В целом семья станет более мобильной. Для традиционной семьи важно совместное проживание и регулярное личное общение. Предполагается, что в будущем время, когда супруги живут раздельно и общаются дистанционно (с помощью новейших средств коммуникации, создающих «эффект присутствия»), будет преобладать. Нуклеарная семья сохранится в течение еще многих столетий. Технологии будут развиваться, и общественные отношения будут меняться, создавая все новые типы семьи. 

Прогресс любой системы происходит благодаря наращиванию внутреннего разнообразия ее элементов. А это означает, что у каждого из нас будет появляться все больше возможностей выбирать именно тот тип семейных отношений, который сделает нас (и близких нам людей) более счастливыми.

Поделиться статьей:
октябрь - ноябрь 2023

Мир денег организован мужчинами с жесткой конкуренцией. Как же
выживать женщине в таком мире? Без денег оставаться красивой,
ухоженной, спокойной за будущее своих детей невозможно.
Зависеть от денег мужчины? В современном мире часто это
определяют отношения женщины и мужчины. А любовь – это редкое и
счастливое исключение...

Издатель, Антропов Алексей

Читать номер