Стивен Стосны
Эмоции распространяются как вирус, и настроение окружающих способно оказать на нас драматическое влияние. Эволюционные предпосылки и интересные механизмы этого явления изучает Стивен Стосны, семейный терапевт и автор серии книг об отношениях.
Каждому из нас интуитивно понятно значение таких выражений, как «общественное настроение» или «витающее в воздухе волнение». Но откуда? «Это метафоры, у которых нет буквального смысла. Тем не менее мы прекрасно понимаем их значение, поскольку интуитивно осознаем, что такое заражение эмоциями», — считает семейный психотерапевт Стивен Стосны. Принцип заражения эмоциями предполагает, что чувства двух или более людей соединяются и передаются от человека к человеку в больших группах. Мы привыкли считать это внутренними процессами, однако эмоции могут быть более заразительными, чем любой известный вирус, и подсознательно передаваться всем, кто находится поблизости. В толпе незнакомцев «эмоциональная инфекция» заставляет нас чувствовать то же, что и остальная часть группы. У большинства есть возможность понаблюдать, как на нас влияют эмоциональные состояния членов семьи. К примеру, почти нереально быть счастливым, когда другие подавлены. Однако интересно, что заражение эмоциями работает даже тогда, когда между людьми нет никакой связи. Например, в толпе незнакомцев «эмоциональная инфекция» заставляет нас чувствовать то же, что и остальная часть группы. Эксперименты показывают, что на автобусной остановке мы проявляем больше нетерпения, если и окружающие ведут себя нетерпеливо. Но если они смирятся с тем, что автобус опаздывает, то и мы будем ждать спокойно. «Электричество в воздухе» приводит нас в возбуждение на спортивном мероприятии или на митинге, даже если изначально мы не были особенно вовлечены и пошли просто за компанию.
Эволюционная необходимость
Для того чтобы понять значение заражения эмоциями, Стивен Стосны предлагает рассмотреть его преимущество для выживания популяции. Совместное использование «групповых чувств» дает нам множество глаз, ушей и носов для отслеживания опасности и поиска возможности спастись. Следовательно, это характерно для всех групп социальных животных: стай, стад, прайдов, племен. Когда один член группы чувствует опасность, становится агрессивным, напуганным или настороженным, другие мгновенно подхватывают это состояние. Увидев страх или страдание другого человека в группе, мы можем почувствовать то же самое. Если мы сознательно не сопротивляемся, счастливые люди на вечеринке делают нас счастливыми, заботливые заставляют нас заботиться, а скучающие утомляют. Мы избегаем тех, кто несет «груз на своих плечах», и тех, кто сбивает с толку или заставляет беспокоиться.
Эмоциональный фон определяет сознание
Как и все, что влияет на эмоциональное состояние, подобная «инфекция» во многом обуславливает наше мышление. Исследователи общественного мнения знают, что получат один набор ответов на вопросы, которые зададут на фокус-группах, и другой, когда зададут те же вопросы каждому участнику в частном порядке. И дело не в том, что люди лгут, находясь вместе, или что они меняют свое мнение, оставшись одни. Из-за влияния эмоций у них могут быть разные взгляды на один и тот же предмет в зависимости от того, в каком окружении они находятся на момент опроса. Заражение эмоциями проявляется в парадах солидарности и маршах протеста, в худших случаях — в «справедливости толпы». Принцип заражения также учитывает «групповое мышление». Люди склонны подчиняться большинству на собрании или действовать коллективно, даже идя наперекор собственному мнению. Например, рискованное или агрессивное поведение подростковых группировок проявляется в том, что общая эмоциональная «инфекция» побуждает каждого ребенка выходить за рамки своих личных запретов, а иногда и далеко за их пределы, что выливается в опасное, жестокое или преступное поведение. Заражение эмоциями проявляется в парадах солидарности и маршах протеста, в худших случаях — в «справедливости толпы», линчевании, беспорядках и мародерстве. На менее драматическом, но не менее заметном уровне это дает нам постоянно меняющиеся моду, культурные причуды и стандарты политкорректности.
Негативные эмоции более заразительны
«Вы когда-нибудь задумывались, почему мы чаще фокусируемся на том, что вызывает негативные эмоции, чем на хорошем? — спрашивает Стосны. — Я не говорю о пессимистически настроенных и токсичных людях, которые постоянно ищут возможность найти каплю дегтя в бочке меда. Но ведь каждый придает негативу непропорциональный вес. Сколько лично вы думаете о положительном опыте по сравнению с отрицательным? На что ваш ум тратит больше времени и энергии?» Отрицательные эмоции получают право приоритетной обработки в мозге, поскольку они более важны для быстрого выживания. Они дают нам мгновенный заряд адреналина, который нужен, к примеру, чтобы отпрыгнуть от змеи и отразить атаку саблезубых тигров. И платим мы за это возможностью лишний раз замечать красоту окружающего мира. «Негативная предвзятость» определяет, почему потеря причиняет намного больше боли, чем выигрыш. Вкусно поесть — это приятно, но в большинстве случаев несравнимо с досадой от пропущенной трапезы. Если найти 10 000 долларов, восторг сохранится в течение дня или около того, а потеря 10 000 долларов может испортить настроение на месяц и более.
Положительные эмоции для лучшей жизни
По иронии судьбы позитивные эмоции важнее для долгосрочного благополучия. У нас есть шансы жить дольше, здоровее и счастливее, если мы будем испытывать их намного чаще, чем отрицательные. Жизнь становится лучше для тех, кто в состоянии оценить красоту холмистого луга и солнце, освещающее листья деревьев… при условии, что они также могут заметить змею в траве. Мы должны уметь выживать в нужные моменты, чтобы продолжать ценить окружающий мир. Важно также понимать, что любые защитные и агрессивные состояния, например, негодование, беспощадно распространяются от человека к человеку. Если кто-то приходит на работу с обидой, то к обеду уже обижаются все вокруг него. Агрессивные водители делают других водителей такими же. Враждебно настроенный подросток портит семейный ужин, а нетерпеливый супруг превращает просмотр телевизора в напряженный и неприятный процесс.
Осознанный выбор
Если мы находимся рядом с обиженным, злым, саркастичным, самовлюбленным, мстительным человеком, то, вероятно, почувствуем примерно то же, что и он. И для того чтобы не стать таким же, нужно приложить усилия и задействовать внутреннего Взрослого. Это в принципе неудивительно. Куда важнее другое: заразившись этими эмоциями, мы с большой вероятностью будем так же негативно реагировать и на следующего человека, который нам встретится. «Если ваши благополучие и эмоциональное состояние будут зависеть от других людей, вы потеряете контроль над собой и ситуацией и, следовательно, будете вести себя более импульсивно. Вы станете реактоголиком, и ваш жизненный опыт будет определяться реакцией на ’’эмоциональное загрязнение’’ окружающей среды», — предупреждает Стосны. Но, научившись выстраивать здоровые эмоциональные границы и проявляя осознанное внимание к своему состоянию и к ситуации, мы сможем сохранять устойчивость и контроль над жизнью.
Тот у кого в душе светит солнце, будет видеть солнце даже в самый хмурый день.
Конфуций