Екатерина Битюцкая, Тахир Базаров
Кого-то изменения воодушевляют, а кого-то, наоборот, надолго выбивают из колеи. К базовым типам реагирования на ситуацию изменений в психологии относятся стремление к новизне и избегание связанной с ней опасности. Что стоит за каждым из этих типов, встречаются ли в природе чистые типы и от чего вообще зависит восприятие происходящих с нами событий, рассказали психологи Екатерина Битюцкая и Тахир Базаров.
Как человек реагирует на перемены
Человеческий организм стремится к гомеостазу, стабильности и предсказуемости. Любое изменение, даже ожидаемое и желаемое (например, свадьба, рождение ребенка, поступление в университет), связано с необходимостью адаптации к новой ситуации, следовательно, требует дополнительных ресурсов и усилий. Те, у кого много разных ресурсов — энергии, сил, знаний, — легко справляются с переменами. Но если силы уже на исходе, то изменение ситуации может переживаться достаточно тяжело. Впрочем, наша реакция на перемены зачастую связана даже не с самими переменами, а с тем, как мы их воспринимаем. Важный фактор восприятия — значимость, которую человек придает происходящему. Даже если объективно это глобальное событие, например пандемия, но человек его игнорирует, то есть внутренне не придает значения, то психологически событие не существует. Если же человек признает изменения, то в его сознании происходит не только адаптация к новой реальности, но и прогнозирование возможных изменений. Не исключено, что успех человека, как вида, связан как раз с тем, что нашим далеким предкам удавалось предвосхищать некоторые события. Прогнозирование предполагает включение особых механизмов: вероятно, все еще уповая на стабильность, человек все-таки предпочитает понять, как он может приспособиться к тому, чего пока нет, но что, может быть, появится. И тогда возникает исследовательская реакция — желание узнавать новое.
Как преодолеть тревогу с помощью изумления
Как только происходит расхождение между базовыми убеждениями человека и реальностью, у него возникает потребность защитить свои убеждения. В ход идут когнитивные искажения, отрицание, недопущение реальности к осознанию. Наша психика будто ставит барьеры для входящей информации. Все это характеризует неготовность человека к изменениям. Кроме того, в этот момент у человека может возникнуть тревога, связанная с возможным разрушением его стабильных структур. Эти убеждения называются базовыми как раз потому, что на их основе мы выстраиваем все наше мировоззрение и коммуникацию с миром. Поэтому защитить их становится важной задачей.
Если перемены вызывают тревогу или страх, отношение к ним может измениться, когда «включится» внутренний ребенок с его исследовательским поведением. Если человек испытывает отрицательные эмоции (тревогу, обиду), но одновременно и некое любопытство, любознательность, интерес — словом, даже если его отношение к ситуации несколько амбивалентно, то это хороший прогноз на то, что человек будет преодолевать, а не избегать трудной ситуации. У ребенка есть еще одно эмоциональное проявление, которое взрослый может переработать, — это изумление, то есть состояние, когда наше любопытство удовлетворяет страсть к познанию («Как? Неужели это было? Почему я этого не замечал?»). Когда вслед за любопытством возникает изумление, то возможны открытия — то, что в психологии называется озарением, инсайтом. В этом состоянии у человека пропадает страх, он открывается миру, начинает его изучать, осваивать и становится более продуктивным. Как перевести тревогу в любознательность? Это внутренняя работа, которую не только полезно, но и в психогигиеническом смысле очень важно проделывать. Необходимо взять за основу какую-то неприятную ситуацию — например, конфликт с неким важным для вас человеком — и попробовать рассмотреть ее пока без участия этого человека. Нужно постараться увидеть ее в необычном ракурсе — так, чтобы она вызвала ваше любопытство. Как вообще такое могло случиться? За счет чего это произошло? И вскоре обязательно возникнет эта эмоция любопытства по отношению к тому, что вы еще недавно рассматривали как крах. Но не стоит на этом останавливаться. Нужно обязательно найти то, что вызовет ваше изумление, — не только поведение другой стороны в этом конфликте, но и ваши собственные действия. Это удивительное состояние, которое само по себе очень энергетично.
Планировать и контролировать
В ситуации перемен нам кажется, что почва уходит из-под ног. Но на самом деле ничто не постоянно, и возможно, этой «почвы» никогда не было. Просто сегодня изменения в нашей жизни происходят гораздо чаще и быстрее. Когда вы едете в автомобиле со скоростью 60 км/ч, вы успеваете рассмотреть вид из окна и отдельные объекты. Но если вы разгонитесь до 400 км/ч, то вряд ли уже сможете что-либо разглядеть. Однако приспособлены ли мы к таким быстрым изменениям — большой вопрос. Впрочем, несмотря на отсутствие почвы под ногами, именно те самые схемы, базовые убеждения о мире в виде доминирующих типов реагирования на ситуацию изменений дают нам важную опору для интерпретации ситуации. Чем в восприятии человека характеризуется неопределенность ситуации? Во-первых, тем, что привычные схемы действий не работают. И если люди, принимающие изменения, за счет своей гибкости и представлений об изменчивости мира могут легко перестроиться, то консервативно настроенным индивидам важно, чтобы подтверждались и реализовывались привычные схемы, ставшие прочными структурами. А в неопределенности таких возможностей часто нет, и отсюда возникает ощущение потери контроля. Во-вторых, неопределенность связана с невозможностью реализовывать долгосрочное планирование и формировать устойчивую картину будущего. Для консервативного типа это также будет связано с потерей контроля. У инноватора же ощущение контроля другое: ему важно чувствовать изменения в жизни. Когда жизнь постоянно меняется, он управляет этими изменениями — именно тогда и возникает чувство контроля над своей жизнью. Много лет назад проводился эксперимент. На экране людям показывали красные и черные игральные карты, которые чередовались в произвольном порядке. Так демонстрировались 20 рядов карт, среди которых были как собранные с помощью определенной закономерности, так и составленные в произвольном порядке. Аудитория тоже была неравномерной: часть испытуемых можно было отнести скорее к рассуждающим, рационально мыслящим людям, другую часть — к тяготеющим к интуитивному, эмоциональному полюсу. Людям задавали вопрос, кто из них лучше сможет предсказать ряд карт, собранный на основании определенной закономерности, и тот, что составлен в случайном порядке. Большинство голосовало за то, что логически мыслящие люди будут лучше предсказывать закономерные ряды, а «интуитивным» будет под силу угадать карты в случайных рядах. Но на практике эксперимент демонстрировал, что случайные ряды или ситуацию неопределенности предсказать не может никто — ни рационально мыслящие, ни интуитивно настроенные люди. Это просто не поддается возможностям человеческой психики: у нас нет инструмента, позволяющего нам предсказывать случайность. Практическая часть эксперимента также продемонстрировала, что закономерные ряды лучше предсказывают «интуитивные» люди. Возможно, интуиция нам и дана для того, чтобы лучше схватывать закономерности. И в этом заключается парадокс человеческого сознания и психики. Готовность к грядущему — во многом психологическая характеристика человека: это принятие себя, развитие своих способностей и мотивация принять то, что произойдет. Кроме того, готовность к грядущему — это еще и умение расстаться с ожиданиями и планами, намеченными ранее. Это гибкость перестройки своей внутренней картины мира в связи с меняющимися условиями. Поэтому консервативному типу, жестко и тщательно разрабатывающему свои планы, приходится тяжелее. Важно уметь осознавать в себе реактивного, консерватора, реализатора и инноватора, а также осознанно «включать» и «выключать» их в разных ситуациях. Это можно назвать балансировкой. Часто бывает, что первоначальная реакция на перемены у человека — это тревога, паника, стресс. Так как реактивному типу важно, чтобы структуры были разработаны в виде правил (желательно им самим), то он может подготовиться к изменениям, просто прописав себе алгоритм действий. Это поможет ему быстрее сориентироваться на фоне паники и тревоги, когда когнитивная активность снижается и рациональное мышление функционирует с трудом. А консерватору, чтобы подготовиться к переменам, наоборот, нужно проработать так называемую спланированную импровизацию, во время которой он будет воплощать ранее продуманные действия, решая определенную творческую задачу
Зачем впускать хаос в свою жизнь
Многие люди пытаются добиться того, что психолог Вирджиния Сатир называет статусом-кво — некоего фиксированного состояния, когда у них все в жизни будет хорошо. Разумеется, у каждого свое понимание того, что такое «хорошо»: семья, дети, дом, машина, хорошая зарплата и т. д. Но с точки зрения психологических ощущений уверенность в завтрашнем дне зачастую эмоционально переживается как скука. Сатир предложила способ выхода из этого состояния — интервенцию чужеродного элемента. В организационной психологии в качестве интервенции видятся новые технологии, новые люди и новая информация, вызывающая настороженность и беспокойство. Оказывается, эти состояния позитивно воспринимаются людьми, которым скучно. Возможно, человек бессознательно стремится к состоянию, которое часто называют состоянием хаоса. Людям время от времени нужно это ощущение потерянности, растерянности, отстраненности, изменения представления о мире и своем месте в нем. Дело в том, что это одно из немногих состояний, которое позволяет быть готовым принять неизбежное. Это возможность создать внутри себя из того, что было, какую-то новую структуру — набор ролей, новые отношения, знания. Вместе с переживаниями, возникшими на этапе хаоса, все это воспринимается человеком с энтузиазмом. Однако впоследствии может произойти откат обратно: бывает так, что человек принимает решение, проходит через это состояние хаоса, а затем снова возвращается к уверенности в завтрашнем дне... и скуке. Поэтому время от времени стоит эти циклы повторять.
Быть верным себе сложно, как правило, именно с близкими людьми. Если тебя понимают и принимают – прекрасно, а если нет – то без искреннего и серьезного диалога не обойтись!
Издатель, Антропов Алексей