Первая ступень

Лев Николаевич Толстой называет «первой ступенью всякой доброй жизни» воздержание, призывает воздерживаться от убоя животных, считает, что можно обходиться без мясной пищи. Ниже приведен отрывок из его одноименной работы 1891 года.

Доброй жизни не было и не может быть без воздержания. Помимо воздержания немыслима никакая добрая жизнь. Всякое достижение доброй жизни должно начаться через него. Есть лестница добродетелей, и надо начинать с первой ступени, чтобы взойти на последующие; и первую добродетель, которую должен усвоить человек, если он хочет усвоить последующие, есть то, что древние называли благоразумие или самообладание. 

Если в христианском учении воздержание включено в понятие самоотречения, то тем не менее последовательность остается та же самая, и при- обретение никаких христианских добродетелей невозможно без воздержания – не потому, что кто-либо это выдумал, а потому, что таково существо дела. 

Воздержание есть первая ступень всякой доброй жизни. Но и воздержание достигается не вдруг, а тоже постепенно.

Воздержание есть освобождение человека от похотей, есть покорение их благоразумию. Но похотей у человека много различных, и для того, чтобы борьба с ними была успешна, человек должен начинать с основных, – таких, на которых вырастают другие, более сложные, а не со сложных, выросших на основных. Есть похоти сложные, как похоть украшения тела, игр, увеселений, болтовни, любопытства и многих других, и есть похоти основные: обжорства, праздности, плотской любви. В борьбе с похотями нельзя начинать с конца, с борьбы с похотями сложными; надо начинать с основных, и то в одном определенном порядке. И порядок этот определен и сущностью дела, и преданием мудрости человеческой. Объедающийся человек не в состоянии бороться с леностью, а объедающийся и праздный человек никогда не будет в силах бороться с половой похотью. И потому по всем учениям стремление к воз- держанию начиналось с борьбы с похотью обжорства, начиналось постом. В нашем же мире, где до такой степени потеряно и так давно потеряно вся- кое серьезное отношение к приобретению доброй жизни, что самая первая добродетель – воздержание, без которой другие невозможны, считается излишней, потеряна и та постепенность, которая нужна для приобретения этой первой добродетели, и о посте многими забыто и решено, что пост есть глупое суеверие и что пост совсем не нужен. А между тем так же, как первое условие доброй жизни есть воздержание, так и первое условие воздержанной жизни есть пост. 

 

Поделиться статьей:
декабрь - январь 2024

Человек живет не тем, что он съедает, а тем, что переваривает. Это одинаково справедливо как для ума, так и для тела.

Бенджамин Франклин

Читать номер