Юлия Скопич
НЕТВОРКИНГ — ЭТО ЗНАКОМСТВА С ЛЮДЬМИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ПОЛЕЗНЫ. И ЭТО НЕОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСЕЩЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ГДЕ ЛЮДИ РАЗДАЮТ ДРУГ ДРУГУ СВОИ ВИЗИТКИ. ТАК, 54% РОССИЯН ПРЕДПОЧИТАЮТ ИСКАТЬ РАБОТУ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМЫХ. ПОДРАБОТКУ ТАКИМ СПОСОБОМ ИЩЕТ ЧУТЬ МЕНЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ОПРОШЕННЫХ — 37%.
НЕТВОРКИНГ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗЕН И В ДРУГИХ СЛУЧАЯХ, НО ЗНАКОМСТВА НУЖНО УМЕТЬ ЗАВОДИТЬ. ВЫЯСНИЛИ У ЭКСПЕРТОВ, КАК ЭТО ДЕЛАТЬ, И РАЗОБРАЛИ САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ ПРИ НАЛАЖИВАНИИ КОНТАКТОВ.
Зачем нужен нетворкинг
Нетворкинг — это инвестиция в карьеру: чем шире круг знакомых, тем больше возможностей для работы. Вот чем это может быть полезно.
Дает доступ к информации. Люди, у которых много знакомых, имеют более широкий доступ к актуальным сведениям, могут чаще обмениваться опытом, экспертизой, знаниями и делиться решением проблем. Это позволяет учиться на чужих ошибках и перенимать лучшие практики. Тем более что люди в принципе склонны больше доверять информации, которую получили от друзей или родственников. Косвенно на это указывают международные исследования уровня доверия потребителей.
Результаты исследования Global Trust in Advertising, проведенного консалтинговой компанией «Нильсен» на рынках 56 стран мира, показали, что 88% опрошенных следуют рекомендациям знакомых. Опрос ВЦИОМ подтвердил, что, если человек не обманывал ранее, ему доверяют больше. Об этом сообщили 24% респондентов. Следовательно, если кто-то из вашей сети контактов порекомендует курсы, вы с большей вероятностью поверите ему, чем отзывам незнакомых людей в интернете.
Упрощает поиск работы. Рекрутер скорее рассмотрит человека, которого ему рекомендовали, чем кандидата со стороны. Просто потому, что знакомым доверяют больше. Но важно помнить, что доверие строится на честности: если вы один раз рекомендовали человека, который не является профессионалом в своей области, рекрутер вряд ли повторно прислушается к вашему совету.
Человек с широким кругом общения в среднем потратит до трех месяцев меньше при поиске работы. А еще наличие обширной сети контактов означает, что, если вам потребуется специалист из определенной сферы, его будет проще найти. Кто-то может иметь такого знакомого среди своих знакомых и порекомендовать его вам. Например, вы ищете ребенку репетитора по английскому. В ближайшем окружении такого нет, к учителю обращаться не хочется, а отзывам в интернете вы не доверяете. Расспросив друзей, можно быстрее найти нужного специалиста.
Повышает удовлетворенность от работодателя. Но только если нетворкинг формируется внутри компании. Американские ученые доказали, что общение коллег друг с другом снижает вероятность текучести кадров на 140%. Все потому, что внутренние связи повышают привязанность к работе, вызывая желание остаться из-за хороших отношений с коллегами и опасений из-за потери реальных или предполагаемых выгод.
Выстраивание контактов за пределами компании увеличивает вероятность текучки кадров на 114%. Вероятно, это происходит потому, что люди начинают сравнивать условия работы и выбор не всегда происходит в пользу компании, где они трудятся в данный момент.
Влияние нетворкинга на степень удовлетворенности работой подтвердило и другое исследование американских ученых. В нем приняли участие 143 медицинских работника в пяти клиниках первичной медико-санитарной помощи США.
Участников исследования попросили вспомнить, как часто за последние шесть месяцев они обсуждали вопросы ухода за пациентами с коллегами — лично или через электронные медицинские карты. Выяснилось, что те, кто делал это чаще, были более удовлетворены работой.
Исследователи предположили, что такие люди больше доверяют коллегам, а следовательно, им проще работать в команде.
Влияет на уровень зарплаты. К такому выводу пришли немецкие ученые. В течение трех лет они рассылали одни и те же анкеты одним и тем же людям из разных отраслей промышленности. Респондентов просили соотнести, насколько они согласны с высказываниями вроде «Я использую мероприятия, которые проводит компания, для установления новых контактов», «Прошу передать привет коллегам из других компаний» или, к примеру, «Я удовлетворен успехами, которых добился в карьере». В опроснике также были вопросы об уровне дохода, в том числе бонусах и премиях.
Затем ученые проанализировали ответы респондентов. При этом учли результаты только тех людей, которые в течение всего срока имели постоянную работу, трудились более 20 часов в неделю и зарабатывали минимум 5000 долларов в год. Выяснилось, что поддержание контактов внутри компании в перспективе может способствовать росту зарплаты. При этом постоянное стремление завести новых знакомых может привести к большому количеству поверхностных связей, которые не принесут пользы.
Способствовать росту зарплаты могут и знакомства за пределами компании, но это зависит от сферы деятельности. В рамках международного исследования опросили 165 юристов крупной североамериканской фирмы. Оказалось, что более высокую зарплату имели те, кто постоянно заводил новых знакомых, так как установление контактов вне компании позволяло респондентам привлечь больше клиентов. Это напрямую сказывалось на заработке.
Какие виды нетворкинга существуют
Однозначной классификации способов налаживания полезных связей нет, но условно здесь можно рассмотреть несколько критериев.
По цели общения. Как правило, когда говорят о нетворкинге, имеют в виду только деловые контакты, которые могут помочь в развитии карьеры и бизнеса. Но контакты могут быть и личными — поиск друзей, единомышленников, знакомых экспертов в разных сферах жизни.
Между деловыми и личными контактами нельзя провести четкую грань, так как они тесно связаны друг с другом. Личные знакомства могут стать основой для карьерного роста, а деловое общение может перерасти в дружбу.
По способу общения. Поддерживать отношения можно офлайн — на конференциях, мастер- классах или просто за чашечкой кофе. Можно общаться онлайн — с помощью мессенджеров, соцсетей или приложений вроде «Зума». Часто эти способы комбинируют, потому что онлайн- общение позволяет поддерживать контакты на расстоянии, но не исключает личные встречи.
По модели поведения. Нетворкинг может быть позитивным, негативным или смешанным.
При позитивном человек старается быть полезным для окружающих и больше отдает, чем берет. Такую тактику часто используют в начале карьеры: начинающие предприниматели делятся знаниями, проводят бесплатные мастер-классы, а взамен получают лояльных подчиненных. Этот вариант не дает моментального результата и нацелен на перспективу.
Если человек старается больше получить, чем дать, — это негативный нетворкинг. Тогда он заводит знакомства, чтобы получить выгоду, а в ответ помогает символически или вовсе старается не помогать. Такой вид нетворкинга редко приводит к крепким и долгосрочным связям, потому что со временем люди понимают, что нет смысла общаться с человеком, который только отнимает чужие ресурсы.
Смешанный тип нетворкинга основан на взаимной пользе. Человек делится знаниями, ресурсами, но ждет того же и от своих контактов. Впрочем, автор книги «Связи решают все. Правила позитивного нетворкинга» Дарси Резак утверждает, что подход «ты — мне, я — тебе» уже является негативным, так как построен на рыночных отношениях. Автор призывает помогать людям искренне, не ждать и ничего не требовать взамен.
Чем российский нетворкинг отличается от зарубежного
В России и мире нетворкинг — это совершенно разные вещи. Мы просто иначе воспитаны.
Поэтому знаменитая книжка про нетворкинг «Никогда не ешьте в одиночку» Кейта Феррацци очень действенна для Европы и США, но абсолютно не работает в России.
Представьте: вы вышли на обед, у вас есть час. В это время вам говорят, что вы должны произвести хорошее впечатление на незнакомого человека, который по какой-то причине важен для компании. Следовательно, надо вести интересный разговор, хорошо выглядеть, почти не есть. Насколько это вам подходит? Нинасколько. Я всегда шучу, что в лучшем случае этот путь ведет к язве, а в худшем — к психушке. В западных странах именно так зачастую и заводят знакомства — за обедом или, к примеру, на вечеринках, в сообществах соцсетей. Там важно количество контактов. В реальной жизни человек может даже не поддерживать со всеми связь.
Российский нетворк — это история про трех-четырех человек, которых надо найти в своем окружении:
Если поддерживать с ними связь и актуализировать информацию о вас, эти люди дадут шансы, которых вы не получите на открытом рынке.
Не пытайтесь получить как можно больше контактов или познакомиться со «звездами». Это вам ничего не даст. Нетворкинг — это история про отношения с людьми, которые уже у вас есть в реальной жизни.
Если вы не находитесь в активном поиске работы, то есть ваше резюме не вывешено на ведущих рекрутинговых ресурсах, и при этом как минимум три-четыре раза в год к вам приходят с релевантными предложениями об интересной работе, у вас с нетворкингом все хорошо. Если приходят реже или совсем не с теми предложениями, с нетворкингом все плохо и над ним надо работать.
Человек живет не тем, что он съедает, а тем, что переваривает. Это одинаково справедливо как для ума, так и для тела.
Бенджамин Франклин