Не бегите от детей. Сокращайте дистанцию

О воспитании детей в современном мире

Люди, которые в эти лихие времена решились на производство и воспитание детей, – настоящие герои! Потому что мы с вами переживаем фундаментальную трансформацию нашего общества и среды обитания. Она все больше становится цифровой, а через шаг уже будет виртуализированной. Воспитывать ребенка в таких условиях непросто: вообще воспитание детей – это вызов.

О различиях в восприятии взрослых и детей

Недавно после прочтения моей книги «Счастливый ребенок» мне написала читательница: «Какое счастье! Я, наконец, перестала объяснять годовалой дочке, почему неправильно плакать». Мы же думаем, что дети – это такие маленькие взрослые, которым просто не хватило размера.

Действительно, мы находимся в концепции, что дети способны соображать и воспринимать то, что мы им говорим. Но, молодые родители, внимание! Не падайте в обморок: правда состоит в том, что наши с вами мозги формируются до двадцати пяти лет.

Сначала созревают те части коры, которые отвечают за зрение, слух, движение и так далее. Затем мозг занят тяжелой работой по созданию мира вокруг него. Далее постепенно формируются зоны коры, которые отвечают за очень сложные психические функции, и здесь должны прорасти длинные нейронные связи. К этому относятся и концентрация внимания, от которой напрямую зависит память. Ей в свою очередь нужно много сна для обработки постоянно увеличивающихся порций информации. Постепенно формируется префронтальная кора, отвечающая за принятие решений и торможение импульсов. Наконец, области, которые способны прогнозировать будущее и анализировать последствия. Это долгий период.

Ведь клетки сохраняются, только если их активизировали внешние раздражители. В более-менее стабильной, простой среде обитания в формирование нейронных связей, которые потом будут определять интеллектуальные, социальные и возможности концентрации внимания, включается меньшее количество клеток. При избытке до половины нейронов погибнут во время формирования, просто по причине невостребованности окружающей средой.

Поэтому просто поймите, что ребенок зреет, и это долгий процесс. Вам кажется, что в пятнадцатьшестнадцать он уже взрослый, он сам уже думает, что умнее вас – мы все были такими. Но, как правильно говорил Лев Семенович Выгодский, «мы должны все время быть на шаг впереди», и нам важно всегда помогать ребенку продвинуться в своем развитии.

О родительской поддержке

Не бегите от детей, не кричите на них, не создавайте дистанцию. Когда у ребенка плохое настроение, идите на сближение: погладьте, поддержите скажите, что не из-за чего расстраиваться, расскажите, сколько хороших вещей происходит.

Иногда возникает ощущение, что некоторые родители испытывают панику, когда взаимодействуют с собственным ребенком, а он что-то делает не так. Такое происходит не потому, что он плохой, а ему плохо. Тогда вы можете помочь ему заметить что-то другое или отвлечься, или просто помочь пережить. Для этого нужно усиливать контакт с ним, а не формировать границы в виде его страха и вашего негодования.

Если вы хотите, чтобы ребенок вас слышал, необходимо сформировать паттерн взаимодействия с ним на уровне смысла. И снова это непростое занятие, но ребенок будет понимать сам, в какой момент вы разговариваете с ним по делу или без дела. Когда вы говорите по делу, следите за тем, чтобы у вас был зрительный контакт, будьте доброжелательны, уверены в себе и в том, что вы говорите. Позвольте ребенку дать ответную реакцию, не говорите монологи.

Об эффективном воспитании

Самые неэффективные стратегии воспитания – это крик и страх. Ребенок будет бояться не того, чем вы его пугаете, а попросту вас, потому что именно вы являетесь угрозой и источником страха. Ведь он еще не понимает, от чего конкретно вы пытаетесь его предостеречь. Если вы говорите: «Не надо есть снег, а то заболеешь и умрешь», – он испытывает страх не от понимания болезни и смерти, а от того, что родитель выглядит как взбешенный мавр.

Если вы хотите эффективно взаимодействовать с ребенком, вы должны находить общую платформу для этого взаимодействия. На каждом уровне взросления ребенок понимает какую-то новую истину.

До семи лет его отношения с другими людьми очень-очень формальные, а то, что происходит в детском саду – это несерьезные социальные игры. Затем в школе ребенок переживает кризис семи лет, и у него возникает новый период – он действительно начинает задумываться про тех мальчиков и девочек, с которыми оказался в классе. Это время, когда вы можете обсуждать, как правильно себя вести, почему одни дети реагируют так, а другие иначе и так далее.

О родительском авторитете и уважении

Если ребенок конфликтует с вами, по всей видимости, вы начали выяснять, кто главный. Когда ребенок с вами агрессивен – это конструкция, в которой вы утратили статус авторитета.

Мы должны обязательно быть для своих детей авторитетом. Это не значит, что у вас должность родителя, не значит, что вы можете наказать – это не то, что где-то там предписано. В производственном коллективе, например, авторитетом становится не человек с руководящей должностью, а человек, который может и знает больше, чем другие. Станьте таким человеком для ребенка, но при этом сами следуйте порядку, установленным правилам и так далее.

Вырабатывайте свою авторитетность, потому что в противном случае дети начнут проверять, кто в доме хозяин, и при нынешнем подходе они сами очень быстро начинают ощущать себя хозяевами. Создайте такие условия, чтобы ребенок, которому безусловно необходимо ощущать себя центром мира, помнил и понимал, что есть и другие центры.