Физиология сдает человека с потрохами

Андрей Молчанов, Ольга Картамцева

Что из себя представляет такая редкая профессия, как профайлер, расскажите в двух словах?

О.К.: Профессия действительно достаточно редкая. На самом деле, есть три специальности. Не только профайлер, но еще и верификатор, и полиграфолог. Первые две достаточно схожи, верификация – это раздел профайлинга. Профайлер проводит психологическую диагностику обследуемого и прогнозирует его поведение на основе ведущего психотипа. Верификатор проводит оценку достоверности информации по совокупности мимики, жестов, положения в пространстве и речи. Полиграфолог тоже оценивает достоверность, но уже при помощи технического устройства. В данном случае – полиграфа. Но приборы есть разные. Они помогают выявить именно наличие сокрытия информации. Мы редко используем термины «правда» и «ложь» – эти понятия субъективны. Есть понятие неправды, как аналога самообмана, есть понятие лжи, как недостоверной информации, и есть понятие обмана – оно отличается от лжи. При этом если человек сам верит в неправду, например, в завтрашний прогноз погоды, который на деле не сбудется, то верифицировать это никак нельзя, ни с помощью видимых проявлений, ни с помощью полиграфа.

То есть правда в целом всегда субъективна?

А.М.: Это вопрос из категории психологии и, наверное, философии. Мы работаем в основном с неистинной информацией, для нас быть честным и давать истинную информацию – это совершенно разные вещи. Жить по чести – значит по определенным правилам поведения. Оставаясь честным, человек может давать неистинную информацию. Например, разведчик на чужой территории лжет постоянно, но остается честным по предписанным ему нормам. Также следует отличать истину и правду. Правда – от слова «право», «правота», и действительно у каждого она своя. Но соответствует ли эта информация истине? Этими понятиями и оперируют верификатор и полиграфолог.

О.К: Мы работаем с фактами. Они могут быть эмоционально окрашены, но они либо были, либо их не было. Нам важно, есть ли у человека воспоминание об этом. Мы не можем прогнозировать и исследовать будущее или намерения человека, мысли, чувства, его мнение. Но мы можем исследовать то, что с ним происходило. Факты всегда будут объективными, по ним мы можем судить однозначно.

Что такое коммерческий полиграф? Какие цели у его заказчиков?

А.М.: Это достаточно широкое понятие. Полиграф, как метод, вышел из недр спецслужб. Первой его на вооружение взяла структура МВД, но благодаря усилиям, в том числе некоторых полиграфологов, он стал использоваться в коммерции. Как правило, заказчиком выступает работодатель или его рекрутеры, они ставят задачу по выявлению информации.

Может ли тот, кто заказывает такое тестирование, получить с помощью него именно ту информацию, которая ему нужна?

А.М.: В любом профессиональном сообществе есть изгои, которые идут против принципов профессии. Наше сообщество не очень большое, нас немного. Какие-то специалисты могут кривить душой. Но тотального искажения результатов мы не наблюдаем

О.К.: Вопрос этики стоит очень остро всегда. Но и в нашей профессии есть нехорошие люди. В интернете можно найти курсы, на которых учат обманывать полиграф. Это немного другая категория, но это бред. Это тупое зарабатывание денег на людях, которые боятся провалить тестирование.

А.М.: Как правило, организаторы такого обучения – выходцы из нашей профессиональной среды.

О.К.: Да. Люди, которые решили, что надо зарабатывать деньги. Обучить, как обмануть полиграф, стоит в разы дороже, чем просто провести проверку. Но в массе своей полиграфологи живут своей этикой. Мы очень бережем свою репутацию, стоим за честь полиграфа и честь самого человека. Процедура верификации вообще имеют задачу не обвинить, а, наоборот, оправдать. Вся технология направлена на защиту непричастного человека прежде всего. Мы всегда на его стороне и тоже ждем доверия. Это поможет безопасно пройти процедуру тестирования и донести ваши мотивы до заказчика.

Получается ли, что исследователи неправды, как мастера кунг-фу, не могут использовать свои навыки в обычной жизни, потому что лгут искуснее других?

О.К.: У полиграфологов есть этический свод, что можно, а что нельзя делать. Я для себя решила так: на работе я предельно честна, особенно с обследуемым. А в обычной жизни иногда приходится прибегать ко лжи. Это то, что человеку подарила эволюция.

А.М.: На самом деле мнение, что специалист верификации лжи тоже обучается искусно лгать, не совсем верное. У нас есть высококлассные специалисты детекции, которые по жизни врать-то не умеют. Самые неискусные лжецы. Наверное, какой-то опыт приобретается, но умение утаивать информацию – это отдельное направление, которому обучают, например, спецслужбы. Я бы точно сильно волновался перед прохождением полиграфа. Как вы подготавливаете обследуемых к процедуре? И насколько волнение может повлиять на результаты?

О.К.: Перед проведением инструментальной части проверки есть большой блок, который называется «предтестовая беседа». Мы объясняем человеку, как работает полиграф, что будет происходить, эти знания помогают снизить уровень стресса. Каждый его испытывает – это абсолютно нормально.

А.М.: Для нас это естественная реакция. Нет психически здоровых людей, которые не волнуются. Наша задача в том, чтобы стресс не был слишком сильным и человек был адекватен, иначе нам иногда даже приходится принимать решение о невозможности проверки. Но краткосрочные волнения, по сути, основа верификации.

О.К.: Фоновый уровень стресса верификатору особо не мешает. Стресс зашкаливает, когда человек лжет, физиология начинает работать с большими искажениями. Но ложь определяется не только уровнем стресса, есть много разных параметров, не связанных с этим.

Говорят, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Можно ли считать алкоголь некой сывороткой правды?

А.М.: Алкоголь может стать помехой для верификации и детекции лжи. Я бы не стал называть его «сывороткой правды». Употребление алкоголя или наркотиков перед процедурой полиграфа может быть расценено нами как умышленное противодействие. Мы заранее предупреждаем о том, что не надо пить то, чего не назначил врач. Бывает, что человек, которому нечего скрывать, употребляя «на всякий случай», может только навредить. Полиграфолог однозначно определит, что он что-то принял, а заведомо истинная информация может быть искажена из-за этого.

О.К.: Думать, что что-то может лишить страха, – это заблуждение. Фоновый страх уйдет, а все реакции на сокрытие информации будут даже более явно видны. Физиология сдает человека с потрохами, хочет он этого или нет.

Сегодня корпорации используют данные о поведении людей для получения прибыли. Не перешла ли технология профайлинга на темную сторону?

А.М.: Ровно настолько, насколько морально ущербен соискатель прибыли, насколько ему позволяют это делать общество и законы. Но это же не сегодня произошло. Способы манипуляции сознанием человека известны давным-давно. Карл Маркс прямо говорил, что капитал пойдет на любое преступление для извлечения сверхприбыли. Такие нечистые технологии действительно используются, мы видим их каждый день. Это используется не только в коммерции, в истории – множество примеров.

Ваш центр проводит обучение верификации и детекции. Как много людей приходят учиться для общего развития?

О.К.: На профайлинг и верификацию, как правило, приходят много людей – процентов сорок. Перед обучением мы проводим собеседование, чтобы выявить цели и возможные психиатрические отклонения. Если мы выявляем, что человек собирается обманывать, мы не допускаем до обучения. С инструментальной детекцией проще – полиграф для общего развития не нужен. Люди приходят целенаправленно стать полиграфологами. Смогут ли они состояться в профессии – это уже другой вопрос.

А.М.: У нас обучалась девушка, которая сказала: «Ну все. Первым делом проверю своего мужа». Поверьте моему опыту, никогда не нужно применять знания в верификации или детекции лжи к своим близким. Если в отношениях существуют какие-то проблемы, это может только усугубить ситуацию. Это проблемы другого плана, полиграф их не решает. Поэтому для меня это табу.

 

Поделиться статьей:
июнь - июль 2024

Тот у кого в душе светит солнце, будет видеть солнце даже в самый хмурый день.

Конфуций

Читать номер