У современных детей достаточно простые проблемы. Они слишком увлечены гаджетами и виртуальными мирами. Они мало бывают на свежем воздухе и не любят читать. Оказывается, все это не так страшно, как специфические психологические трудности детей из «элитных» семей. Школьный психолог Артем Тараянц рассказывает, что это за проблемы и откуда они берутся.
Современная российская элита — это закрытая для широкой публики небольшая прослойка населения. Внутренние правила и порядки, моральные устои и нравственные ценности в элитных семьях зачастую известны лишь самим членам этих семей, их домашнему обслуживающему персоналу и тем, кто участвует в создании и поддержании подходящей среды для роскошной жизни. Такую подходящую среду сейчас принято называть «лакшери». Этот термин используется в туристическом бизнесе для обозначения дорогих услуг высокого уровня комфорта. Можно также назвать им и определенный уровень жизни, доступный небольшой прослойке российского общества с доходом существенно выше среднего. В современном российском обществе нет дворянства, а немногочисленные оставшиеся в России потомки традиционной монархической или же советской партийной элиты не выполняют государствообразующую функцию. Поэтому та небольшая часть российского общества, которой удалось добиться социального успеха и финансового благополучия, на мой взгляд, по праву называет себя современной российской элитой. Ключевым признаком современной элитной семьи является ее способность стабильно обеспечивать себе роскошный образ жизни. В настоящее время в России таких семей уже настолько много и они существуют так долго, что выросло целое поколение детей, которые родились, выросли и проживают на уровне лакшери. Они никогда не видели социальных лишений, не чувствовали на себе финансовых и политических кризисов. В их окружении всегда были люди, обслуживающие их комфорт. Для России эти дети – явление новое, никогда их не было так много, как сейчас. Можно сказать, что сегодня дети-лакшери стали еще одной, довольно своеобразной прослойкой российского общества.
Элитные психологические проблемы
Последние пять лет мне довелось работать школьным психологом в элитном образовательном учреждении. В один прекрасный момент я понял, что имею возможность проанализировать опыт наблюдения за тем, как возникает и развивается специфическая психологическая проблематика детей из состоятельных семей. Она явно выделяется из типичной подростковой психологической проблематики. Я увидел много повторяющихся поведенческих и эмоциональных симптомов, имеющих одни невротические корни. Это не повсеместно присутствующая проблематика, но довольно распространенная в подобных семьях. Суть этой психологической проблематики заключается в том, что буквально с раннего детства у ребенка формируются невротические картины собственного «Я», в психологии их принято называть ЭГО-состояниями. Эти разные, но весьма устойчивые ЭГО-состояния формируют неблагоприятную психологическую почву. Она становится причиной развития невротических расстройств, саморазрушающего поведения и других душевных страданий детей, в том числе и тогда, когда они становятся взрослыми. В этой статье я вкратце опишу три наиболее часто встречающиеся проблемные ЭГО-состояния.
Ощущение себя ребенком великого человека
Если первое поколение современной российской элиты считает себя элитой по причине социального и финансового успеха, то второе поколение уже считает себя элитой по праву рождения в семье великих людей. Это гораздо большее представляемое ребенком величие, чем то, которое себе представляет среднестатистический ребенок, глядя на своих родителей. Если в обычной семье родители и другие взрослые представляются ребенку всесильными великанами, то в элитной семье взрослые представляются ребенку всесильными великанами, которым покорно служат другие великаны, послабее. В инфантильном воображении этот образ может быть чем-то похож на образ всесильного бога Ра у древних египтян. Он является источником света, тепла, жизни, покоя и комфорта, но при этом требует беспрекословного поклонения и почитания. Образ великих родителей в этом ЭГО–состоянии неразрывно связан с образом собственного «Я». Он является фундаментом и источником ресурсов для ребенка и основой для всей развивающейся психологической проблематики. Независимо от того, как взрослеет и развивается собственное «Я» ребенка, величие образа родителей по отношению к нему в этом ЭГО-состоянии все равно остается непоколебимым. Со временем оно начинает давлеть над собственным «Я» ребенка. Причем в отличие от образа деспотичного отца или матери этот образ может оказывать давление, оставаясь светлым и благодушным. Как бог Ра мог держать в руках весь мир, не посылая наказаний, благодаря магической силе своего имени, образ родителей сохраняет абсолютную власть над образом собственного «Я» у ребенка в элитной семье. «Я» делает попытки снизить градус давления, в результате чего проявляются различные психологические защиты: слияние, идентификация или проективная идентификация, регрессия, поворот против себя и т. д. Это формирует особенности поведения ребенка в присутствии родителей, а сама ситуация присутствия родителей становится для ребенка невротической С одной стороны, образ родителей — это бесконечный ресурс, моральный и нравственный фундамент для личности ребенка в подобной семье. С другой — необходимость постоянно скрывать под маской свое истинное «Я», бесконечно нуждающееся в исходящем от образа родителей свете. Невротизм этих отношений возрастает многократно тогда, когда реальные родители начинают вести себя по отношению к детям жестоко, равнодушно, или несправедливо. Это может быть как причиной формирования устойчивых тенденций к различным формам саморазрушающего поведения у детей, так и причиной разворачивающихся детско-родительских войн с непредсказуемыми последствиями.
Ощущение себя ребенком-лакшери
Если рассматривать ЭГО в виде площадки для поиска и нахождения биосоциального компромисса системы потребностей, то ЭГО-состояние «ребенок-лакшери» находит в этом компромиссе довольно просто. Вся окружающая социальная среда для него является средой потребления, которая создана с целью насытить все его возможные потребности — от банальных до изысканных. При этом речь идет не о самодурственной фантазии, а о реальной живой среде, в которой конкретные люди специально наняты для обеспечения уровня лакшери в окружающей среде ребенка. Чаще всего это ЭГО-состояние формируется в процессе выстраивания взаимоотношений с домашним обслуживающим персоналом, а потом распространяется на весь социум: на образовательную среду и остальную инфраструктуру, а порой даже на сферу отношений со сверстниками из аналогичных семей. Довольно часто можно видеть, что родители целенаправленно поддерживают такое поведение ребенка.
Это чем-то похоже на то, как турист пятизведочного отеля повышенного уровня комфортности чувствует себя в ресторане отеля. Вокруг всевозможные яства, которых гораздо больше, чем можно было бы даже попробовать. У каждого блюда стоит повар, который будет искренне рад, если вы подойдете и отведаете именно его блюдо, так как это оправдает его присутствие в отеле и его зарплату. Кроме поваров вокруг ходят официанты и уборщики, которые незаметно следят за вами и в нужный момент обязательно подойдут, чтобы убрать за вами посуду или подлить вам воды в стакан. Примерно так видит ребенок-лакшери повседневный ритм его взаимоотношений с домашним персоналом, школьными учителями, водителями, охраной, подчиненными их родителей и так далее. Невротизм этого ЭГО-состояния заключается в том, что в силу естественных причин ни охрана, ни водители, ни домашний персонал чаще всего оказываются неспособны принимать такое к себе отношение хоть сколько-нибудь продолжительно. Школьные учителя или представители другой инфраструктуры вполне обоснованно могут считать такое отношение вообще недопустимым и чуждым. При этом ни первые, ни вторые, ни третьи чаще всего не идут на прямые конфликты с детьми-лакшери, а если и идут, то проигрывают с учетом уязвимости их положения. Для ребенка это только срабатывает как позитивное подкрепление.
Но попробуйте представить, как бы вы себя почувствовали или повели, если бы в отеле повар вдруг стал бы вам накладывать порцию со злобной гримасой на лице из-за того, что вы недостаточно счастливы тем, что он приготовил для вас такое прекрасное блюдо? Вряд ли вы бы прониклись к нему сочувствием и эмпатией. Вероятнее всего, вам показалось бы, что он незаслуженно агрессивен и невежлив, и вы потребовали бы что-то изменить. Примерно так же реагируют дети-лакшери на тех, кто создает эмоциональное напряжение в их среде проживания.Это является причиной большинства их социальных конфликтов, общественного непонимания и взаимных претензий. Ребенок-лакшери будет смотреть на вас, не понимая, чего вы вообще делаете в его окружении, если вы не имеете намерения ему в чем-то угодить. ЭГО-состояние «ребенок-лакшери» всегда находится под давлением и рискует быть уничтоженным реальной действительностью. Действительностью, в которой никто не стремится понять и удовлетворить потребности и в которой никто не радуется возможности услужить. Это причина постоянного переживания психосоциального стресса и панического страха перед возможностью проживания ребенка-лакшери без родительского содержания и без обеспечения высокого уровня комфорта и сервиса окружающей среды.
Затянувшийся светский раут
Чаще всего можно проследить, что в благих целях это ЭГО-состояние целенаправленно формируется у детей в элитных семьях их родителями. Одним из ключевых признаков современной российской элиты считается ее способность соблюдать определенные манеры на светских мероприятиях: как нужно выглядеть на приемах и обедах, как носить одежду, как приветствовать гостей, какие беседы вести, как вести себя за столом, как развлекаться, как презентовать себя аудитории и т. д. Светские мероприятия — это неотъемлемая часть жизни элитных семей, и детей к этому готовят с самого детства. Никаких рабочих и традиционных моделей воспитания элиты в российском обществе нет, и поэтому родители прибегают к естественному способу, пытаясь научить детей светскому этикету так, как они сами его понимают. Если в глазах взрослого человека, который пришел на светский прием, вежливость и открытость выглядят как неотъемлемый элемент приятного общения, то в глазах подростка это превращается в один из особо изысканных видов лицемерия взрослого мира. Повинуясь пожеланиям родителей, неверно понятым через призму подросткового негативизма, подростки стремятся всячески развить в себе комплекс соответствующих личных компетенций. Дети начинают демонстрировать свою психологическую неуязвимость, самодостаточность, равнодушие к попыткам задеть или обидеть, отсутствие какой-либо ущербности и приподнятое настроение, готовность показать и проявить себя. Невротизм этого ЭГО-состояния заключается в том, что подростковая природа тянет эмоциональную сферу в совершенно другом направлении. Одна из ключевых подростковых возрастных задач заключается в том, что подросток должен научиться формировать и поддерживать близкие и устойчивые эмоциональные взаимоотношения с противоположным полом. Это практически невозможно в среде, где реальные искренность и открытость считаются слабостью и жестко наказываются. Кроме того, свободные от затянувшегося на неопределенный срок светского раута подростки не принимают правила игры и, так или иначе, стремятся разоблачить лицемерие и цинизм сверстников, создавая дополнительное напряжение и конфликты. Зачастую подростки находятся в своем классе как в психоэмоциональной тюрьме, в которой они являются одновременно и заключенными, и надзирателями для других подростков.
Возможности нервной системы не безграничны, и зачастую их не хватает для того, чтобы превозмочь невротизм вышеописанных ЭГО-состояний. Тогда психика подростка начинает давать сбои. Возникают девиантные симптомы, аддикции, депрессивное расстройство, повышенная агрессия и т. д. Обостряется проблематика акцентуаций характера и детско-родительские конфликты. Самое интересное, что если вышеописанные ЭГО-состояния успели сформироваться и укрепиться, то с позиции родителей или воспитателей подростку уже ничем существенно помочь нельзя. Единственная для него возможность изменить ситуацию качественно — это самостоятельно заняться полноценной личной психотерапией, которая подразумевает наличие личной мотивации и желания измениться к лучшему, а также готовность приложить усилия для разрешения внутренних конфликтов и противоречий.
Человек живет не тем, что он съедает, а тем, что переваривает. Это одинаково справедливо как для ума, так и для тела.
Бенджамин Франклин