Дарио Салас Соммэр
ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ ЧИЛИЙСКОГО ФИЛОСОФА ДАРИО САЛАСА СОММЭРА «СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЖЕНЩИНА».
В словаре романтичность определяется как «сентиментальность, преобладание фантазии и отсутствие практичности». Применительно к любовным отношениям этот термин обозначает определенное настроение человека или особую форму сентиментальных любовных переживаний пары, которые проявляются в тонком восприятии красоты, духе рыцарства, щедрости, альтруизме, идеализме и бескорыстии. Романтичный человек глубоко ощущает музыку любви, он нежен, чувствителен и ласков, ценит прекрасные, уникальные и идеально чистые ситуации, в которых сливаются человек и Природа. Он ведет себя так не только в любви, но и вообще в жизни: страстно любит красоту и все то, что возвышает людей и делает их более восприимчивыми к добру, братству и гармонии.
Подобную совокупность качеств можно назвать здоровой романтичностью, которая находится на грани исчезновения из-за давления материализма, постепенно делающего человека бесчувственным, разрушая его способность к восприятию красоты и гармонии. Здоровая романтичность — именно то, чего женщины обычно ожидают от мужчин, но те пренебрегают ею, ошибочно полагая, что это несовместимо с настоящей мужественностью.
Мы убеждены, что между партнерами всегда должна существовать какая-то доля романтики, которая действовала бы как элемент, сублимирующий их либидо и таким образом направляющий его к более возвышенным каналам. Тем не менее мы осуждаем глупую романтичность, которая является основной причиной неудач в любви.
Сервантес в своем бессмертном произведении о Дон Кихоте хотел показать людям последствия слепого романтизма, рожденного под влиянием рыцарских правил, которые были хороши для эпохи рыцарей, но смешны и бесполезны для их подражателей. Добрые дела, утопические затеи, служение прекрасной даме, защита и спасение угнетенных — сущность рыцарского поведения. Хотя это давняя история, нет большой разницы между Дон Кихотом, бросающимся на ветряные мельницы, и теми, кто гонится за химерой идеалистической любви, находясь вне всяких ограничений, планов, недостатков и материальных препятствий. Думать, что любовь легко достижима и что благодаря ей возможно любое чудо, психологическое, эмоциональное или интеллектуальное преобразование, — просто донкихотство.
Как мы указывали в главе об «онейрическом призраке», партнер превращает своего возлюбленного в скелет, наращивая на нем, словно плоть, свои фантазии и мечты. Чтобы понять это, проанализируем, что происходит, когда женщина впервые чувствует влечение к мужчине. Несомненно, такое влечение имеет определенную долю «добровольной влюбленности». Женщине кажется, что этот мужчина чем-то похож на идеальный образ в ее подсознании. Скорее всего, он не имеет ничего общего с идеалом, но, находясь рядом, кажется ей доступным, поэтому женщина бессознательно наделяет его прекрасными качествами, считая особенным. Конечно, все это только фантазии, мужчина может быть обыкновенным или даже посредственным, не очень умным и ограниченным. Тем не менее, благодаря магии самообмана, в ее глазах он оказывается «сказочным принцем». Финал этой истории вполне предсказуем, поскольку иллюзию очень трудно культивировать долго: она постоянно будет входить в конфликт с реальностью. Неизбежно наступит момент, когда женщине покажется, будто мужчина сильно изменился в худшую сторону, но ей не хватит смелости признаться, что это она себя обманывала и на самом деле он не изменился, а всегда таким и был. Не стоит рассчитывать, что она сделает вывод из подобного опыта, — скорее раз за разом будет повторять одни и те же ошибки, постоянно надеясь, что уж в следующий раз любовь будет настоящей. Лишь печальная старость и одиночество докажут такой романтической мечтательнице, что она все время обманывала себя, пренебрегая мужчинами, которые обладали действительно достойными качествами, но не соответствовали ее фантазиям.
Глупая романтичность больше свойственна женщине, чем мужчине, поскольку она мастер самообмана и упрямая поклонница романтизма. Бесконтрольная сентиментальность непременно приводит к глупой романтичности, которая формирует фальшивые и нереальные любовные отношения, лишая возможности добиться настоящей, истинной любви. Фантазии и мечты замещают реальность, и женщина переходит от одной мечты и фантазии к другой, всегда следуя по легкому пути, не принимая в расчет сущность людей и ситуаций.
Часто женщина по уши влюбляется в порочного и ничтожного человека, причем лишь она одна не замечает этого, считая его желанным и необыкновенным. Она также является «специалистом в искусстве усыновления мужчин» с серьезными ментальными или физиологическими слабостями и недостатками. Следуя материнскому инстинкту, женщина стремится защитить слабого мужчину как своего сына. Часто невозможно объяснить поведение в любви некоторых людей, поскольку «сеть» их мечтаний и фантазий настолько плотная, что оказывается непроницаемой и необъяснимой с точки зрения рационального мышления.
Мы вовсе не ратуем за холодность или бесчувственность, мы лишь критикуем крайности, скрытым образом препятствующие достижению истинного счастья. В любви добиваются успеха «ясные головы», а не «холодные» или «горячие». Еще раз отметим, что любовь не может быть импровизацией, расцветая, как по волшебству, на плодородной почве личных фантазий. Она должна быть результатом осознанного планирования и применения науки любви.
Любовь не может основываться только на романтике, но не может существовать и без нее, необходимо различать здоровую и глупую романтичность, выбирая «золотую середину». Жаль, когда упускается возможность стать счастливым, поскольку нельзя повернуть время вспять и исправить совершенные ошибки, однако их нужно признавать для того, чтобы не повторять в будущем. Признавать же в старости ошибки, допущенные в молодости, уже ни к чему, так как раскаяние в этой ситуации не имеет никакого практического значения и чаще всего вызывает у человека лишь чувство вины, ощущение бесполезности и потери из-за напрасно растраченных жизненных сил.
Тот у кого в душе светит солнце, будет видеть солнце даже в самый хмурый день.
Конфуций