Дарио Салас Соммэр
Воображение оказывает исключительно сильное влияние на наши эмоциональные и нервные состояния, поскольку оно обусловливает нервное напряжение, душевный настрой и ментальные механизмы. Тело всегда стремится следовать за воображением. Если в воображении, например, возникает представление о том, что с нами может произойти какое-либо неприятное событие, то все мышцы произвольно и непроизвольно напрягаются, защитные механизмы приводятся в действие и стараются подготовить нас к бегству или атаке. Мысли, обычно проносящиеся в сознании,— те краеугольные камни, на которых мы строим нашу материальную, ментальную и эмоциональную жизнь.
Каждая мысль оставляет свой след и вызывает эквивалентное ей эмоциональное состояние. Если мы наблюдаем сцену жестокости в кино, то наши мышцы бессознательно стремятся подражать тому действию, которое мы видим. Предположим, мы наблюдаем, как за человеком гонится лев. Сами того не замечая, мы начинаем двигать ногами, как будто бежим, то есть непроизвольно имитируем напряжение мышц тех, за кем наблюдаем. По этой причине человеку передается напряжение всех людей, с которыми он обычно общается.
Для воображения характерно то, что мы не можем намеренно им управлять. Часто нельзя сказать, что человек воображает то или иное, скорее, его воображение действует само по себе, независимо от «Я». Обычно человек не в состоянии остановить поток воображения, и образы, возникающие в результате действия цепи ассоциаций, вынуждают его постоянно тратить нервную энергию. Воображение, как и большинство других человеческих способностей, подвластно воспитанию и в определенной мере может быть подчинено силе воли. Именно этого мы стараемся достичь посредством специально разработанных упражнений.
Когда нервное напряжение и расслабление возникают бессознательно, они, как правило, являются продуктом воображения, связанным с прошлым, настоящим или будущим. Это не обязательно какая-то конкретная или ясно обозначенная идея, чаще всего человек «воображает ощущения», то есть определенные моменты восприятия, которые реализуются на бессознательном уровне и захватывают его воображение, вызывая определенное психическое состояние.
Следует различать три основных типа деятельности воображения: осуществляемая сознательно и произвольно; осуществляемая сознательно, но не произвольно; осуществляемая бессознательно. Важно понять, что воображение охватывает все уровни сознания человека, от подсознания до суперсознания, если оно есть. Так, воображая что-либо, мы не знаем, на каком уровне находимся: сознательном или подсознательном. Мы настолько тесно связаны с нашими мыслями, что не можем наблюдать за собой, если только не достигнем более высокого уровня бодрствования. Одна из наиболее вредных привычек, связанных с воображением, заключается в том, что человек позволяет ему бесконтрольно блуждать, видеть сны наяву и строить воздушные замки. Если эта привычка укореняется, то человек постепенно отрывается от действительности до такой степени, что смешивает реальное с воображаемым. В то же время, поскольку человек проецирует свое «Я»на объект воображения, то становится «бессознательным» и потому открыт для всякого рода негативных внушений извне.
Опыты с воображением
Два опыта, которые изложены ниже, демонстрируют на практике принцип «идеоплазии» (воздействия мыслей на физиологические процессы).
Опыт А
Сделайте простейший маятник, привязав к нитке или тонкой леске длиной 30 см кольцо или ключ. Сядьте за стол, опершись на него локтями и соединив ладони на уровне подбородка.
Постарайтесь, чтобы маятник висел неподвижно, и в то же время вообразите, не закрывая глаз, будто маятник начинает качаться вперед-назад. Необходимо ощутить сильное желание, побуждающее маятник к движению. Спустя несколько секунд вы заметите, что маятник действительно качается в воображаемом направлении
Представьте теперь, будто маятник качается справа налево, и вы увидите, что он именно так и станет двигаться
Вопрос: почему маятник движется?
Потому что экспериментатор совершал неосознанные и незаметные движения пальцами, пытаясь физически воплотить тот образ, который был в его воображении.
Опыт Б
Сядьте удобно, закройте глаза и вообразите как можно более ярко, что вы стоите у железной дороги и перед вами слева направо проезжает поезд. Во время опыта последите за своими глазными яблоками — хотя веки закрыты, глаза двигаются, следуя за воображаемым движением поезда.
Вопрос: почему глазные яблоки двигаются в воображаемом направлении?
Движение глазных яблок показывает, что существует очевидная и тесная связь между мышлением и движением глаз. Глазные яблоки всегда стремятся двигаться в соответствии с тем, что человек воображает. Если вместо горизонтального движения представить вертикально взлетающую ракету, то глазные яблоки тоже будут двигаться снизу вверх.
Воспользуемся опытом Б, чтобы разработать технику, которая позволит нам расслабляться. Будем основываться на предпосылке, что существует связь между деятельностью воображения и движениями глаз. Поэтому если мы успокоим воображение, то и глаза придут в состояние покоя, а если мы расслабим глаза, то и воображение уменьшит свою активность.
Известно, что через глаза расходуется много нервной энергии. Работаем ли мы, развлекаемся или спим, наши глаза постоянно напряжены. Добившись их расслабления, можно вызвать состояние общего расслабления, контролировать воображение и сократить расход энергии. При полном расслаблении глаз процесс мысленного представления зрительных образов прекращается. Глаза, таким образом, являются инструментом, с помощью которого мы можем контролировать воображение.
Когда глаза отдыхают, они находятся в состоянии, называемом «взгляд в бесконечность». На практике глаза почти никогда не приходят в это идеальное положение из-за нашей непрерывной зрительной активности. Если мы смотрим на что-нибудь, мышцы глаз напряжены, и нам трудно добиться их расслабления. Зато если глаза отдыхают, мы чувствуем себя очень хорошо. Всем знакомо особое психическое состояние, возникающее на берегу моря при созерцании линии горизонта, что вызывает расслабление глаз, которое, в свою очередь, приводит к общему расслаблению.
Человек живет не тем, что он съедает, а тем, что переваривает. Это одинаково справедливо как для ума, так и для тела.
Бенджамин Франклин