Фрагмент из книги Дарио Саласа Соммэра «Мораль XXI века»
Чтобы встать на путь моральной реабилитации, то есть достижения высшего блага, требуется абсолютная и труднодостижимая честность — не лгать самому себе. Человек, обманывающий ближнего, обманывает, прежде всего, самого себя, искажая или приспосабливая истину, оправдывая свои неправильные поступки.
Нечестность представляет собой двойную ложь: во‑первых, фальсификацию собственной внутренней истины, во‑вторых, обман ближнего.
Известные психологи и аналитики признают, что самообман происходит постоянно, так как люди всегда стараются убежать от реальности или изменить её, если она им неприятна и неудобна.
Человек каждый день сталкивается с угрозами и опасностями, вызывающими у него тревогу. При этом «я» может либо занять реалистическую позицию, либо попытаться облегчить тревогу путем различных ухищрений, заключающихся в отрицании, фальсификации или деформации реальности. Такие ухищрения известны как механизмы защиты «я», позволяющие приспособить реальность к ожиданиям, обеспечивая на какое-то время искусственное спокойствие. Естественно, подобная фальсификация имеет очень серьезные последствия, со временем она все больше удаляет человека от реальности.
Наиболее известны следующие защитные механизмы: подавление, проекция, реактивное образование, фиксация и регрессия.
Кэлвин С. Холл пишет следующее:
«Механизмы защиты “я” представляют собой иррациональные способы преодоления тревоги. Они иррациональны, поскольку деформируют, скрывают или отрицают реальность, препятствуя развитию психики человека. Они истощают психическую энергию, которая могла бы быть использована для другой, более эффективной деятельности “я”. Если один из защитных механизмов становится слишком сильным, он подчиняет себе “я”, ограничивая его гибкость и приспособляемость. Если же защита не срабатывает, то у “я” уже не остается ресурсов, и человеком полностью овладевает тревога. Как следствие, наступает нервный коллапс.
Почему существуют защитные механизмы, если они так вредны? Их существование обусловлено нашей эволюцией. У ребенка “я” слишком слабо, чтобы интегрировать и синтезировать все предъявляемые к нему требования, поэтому оно принимает меры для собственной защиты. Если “я” не может уменьшить тревогу с помощью рациональных средств, ему приходится использовать другие средства: отрицать опасность (подавление), перенести её на внешний объект (проекция), скрывать опасность (реактивная формация), оставаться в том же состоянии (фиксация) или вернуться назад (регрессия). Детское “я” нуждается в этих вспомогательных механизмах и использует их.
Почему же они сохраняются и после того, как выполнили свою задачу помощи детскому “я”? Они сохраняются, если “я” не в состоянии развиваться.
Одна из причин, по которой “я” не может развиваться, состоит в том, что значительная часть его энергии тратится на поддержание защитных механизмов. Возникает порочный круг. Невозможно отказаться от защитных механизмов, потому что “я” недостаточно развито, а “я” не может развиться, потому что зависит от защитных механизмов».
Это объяснение позволяет понять, в чем состоит одна из важнейших причин самообмана. Её следует искать в неспособности эволюционировать, поскольку инфантильное «я» слишком слабо, чтобы интегрировать и синтезировать все предъявляемые к нему требования.
Можно было бы предположить, что защитные механизмы исчезают в зрелом возрасте. К сожалению, этого не происходит, так как развитие тела и эволюция «я» не идут одновременно. Для достижения зрелости «я» необходимо предварительное индивидуальное совершенствование, но его невозможно осуществить с помощью обычных инструментов, которыми располагают культура и общество. Такого совершенствования можно достичь лишь путем терпеливого труда по дисциплинированию и воспитанию сознания на основании знания, основы которого обычно искажаются, отвергаются или же людям они не известны.
Это работа духовного, а не общественного характера, она происходит во внутреннем мире человека, благодаря его собственной воле и свободному выбору.
Тот у кого в душе светит солнце, будет видеть солнце даже в самый хмурый день.
Конфуций