Человек

Dario Salas

Homo sapiens — непостоянное, противоречивое и подверженное страстям создание — воплощает в себе самые разнообразные тенденции. Он то возносится к высотам доброты, любви и жертвенности, то погружается в глубины зверства и зла. Человеческое существо — это человек и зверь одновременно. Его «Я» находится в постоянном и непрерывном колебании между этими двумя полюсами: животным и Божественным.

Эта двойственность приводит нас к необходимости установить новую шкалу классификации людей независимо от их интеллектуального развития, звания, власти и богатства. Такая классификация основана на оценке того, как далеко человек продвинулся от своего животного состояния. Ни интеллект, ни общественное, культурное или финансовое положения не являются доказательством высших человеческих качеств. Возможно, ученый, аристократ или блестящий политик окажутся ближе к животному состоянию, чем необразованный крестьянин. Чем определяется это различие в уровне людей? Сознанием. Чем более сознателен человек, тем дальше он от животного состояния, и наоборот. Уровень сознания определяется способностью человека существовать и действовать независимо от психических автоматизмов. Ум может правильно функционировать лишь когда он свободен от эмоциональных волнений, инстинктивных импульсов и от всего искажающего и затуманивающего мысли.

Мы могли бы сказать, что сознание — это «Я», управляющее умом. Встречаются интеллектуально развитые люди, которые в то же время не являются сознательными, поскольку интеллект и сознание — разные вещи.

Физические явления можно измерить, классифицировать и оценить — и, следовательно, установить определенные законы. С ментальными явлениями все обстоит иначе, поскольку мы имеем представление только о малой части ума, которую называют «сознанием». Что же касается подсознания, то о нем мы почти ничего не знаем. Известно, что подсознание легковерно, податливо и не способно к суждению. Как можно определить, когда человек мыслит сознательно, а когда подсознательно? Логично предположить, что если мышление происходило в онейрическом, или подсознательном, состоянии, то оно недостоверно. Незнание реальных ментальных процессов приводит к тому, что мы сомневаемся в их эффективности. Поэтому нам сложно согласиться с тем, что наше восприятие может быть нарушено по неизвестным нам причинам. Представьте человека, утверждающего, что все люди безумны и всегда были такими. Какие аргументы мы можем ему противопоставить? На что сослаться? Почему бы не предположить, что ментальное состояние человека несовершенно и что ум лишился или никогда не имел определенных существенных качеств, необходимых для полного и совершенного функционирования? Если согласиться с этим, то понятно, почему так трудно изучать и находить подтверждения этому явлению, поскольку это можно было бы сделать только после приобретения утерянных качеств. Философия розенкрейцеров утверждает, что некоторые существенные способности человеческого ума атрофировались, однако их можно восстановить через практические занятия, предлагаемые розенкрейцерами. Это полностью объясняет и подтверждает существование огромного количества отклонений в человеческом поведении. 

 

***

У обычного человека сознание отсутствует, так как он является всего лишь совершенной машиной. Только когда человек начинает отдавать себе отчет в своем механическом состоянии, у него появляется возможность обрести свободу, волю и сознание. Человек ничего не делает по своей инициативе, с ним все «случается», подобно тому как идет дождь, восходит солнце, поднимается и утихает ветер. Он реагирует на все обстоятельства как машина и, получив исходный стимул, выполняет заранее известную и запрограммированную работу.

Любая реакция человека продиктована записью впечатлений, переживаний и знаний, содержащихся в ячейках его головного мозга и составляющих своего рода магнитную ленту, которая управляет его поведением. Эта запись была сформирована внешними влияниями. Таким образом, его личность представляет собой набор записей в мозговых клетках и является некой проекцией общественных ценностей.

Каждый человек представляет собой настоящий «андроид», созданный его родителями, обстоятельствами, окружающей средой, полученным образованием и влиянием других людей. Этот андроид, как хороший робот, может действовать, только комбинируя данные или схемы, заложенные в него этими внешними влияниями. Его «Я» полностью вытеснено и не способно действовать в сплетении схем. Таким образом, его реакции продиктованы другими умами и неизвестными ему силами. Поэтому как он может считать, что свободен и обладает собственной волей? Мы можем сказать, что ребенок подобен чистому магнитному диску или ленте, на которые будут записаны все его впечатления, знания, эмоции и желания. Характер этой записи определяет его судьбу, поскольку он может использовать лишь то, что было записано в его уме. Он анализирует все в соответствии с данной шкалой ценностей и поэтому не в состоянии познать истину. Все человеческие несчастья и проблемы возникают из-за неудачной ментальной записи.