Психолог Лариса Суркова о способах отвлечь ребенка от гаджетов
Согласно исследованию Американской академии педиатрии, современные дети в среднем проводят перед экраном гаджетов по 7 часов в день. Большинство двухлеток ежедневно пользуется смартфонами. Причем почти у всех это личный мобильный с безлимитным доступом к сети. Постоянно подключена к интернету и четверть подростков до 16 лет.
Британские опросы показывают, что и европейцы страдают от телефонной зависимости. Примерно 6 из 10 родителей переживают, что их дети постоянно перед экраном. Около 40% английских подростков признались, что частенько общаются с родителями по сети, хотя те сидят в соседней комнате
В 2010 году в России собрали данные статистики, и оказалось, что ежедневно 88% 4-летних детей выходят в сеть вместе с родителями, а половина детей до 14 лет просматривает сайты с нежелательным контентом, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми. Треть российских детей, у которых есть доступ в интернет, проводит там по 8 часов в день, причем бесконтрольно. ВОЗ уже признала интернет-зависимость болезнью.
Педиатры считают, что ребенок, не отрывающийся от телефона, подвержен ожирению, рискует отстать в развитии, заработать проблемы со сном и депрессию. Это косвенно подтвердили американские исследователи. Они провели эксперимент, в ходе которого 60 4-летних детей разделили на 3 группы. Первых посадили смотреть мультики с быстрой сменой кадров, вторым включили развивающую программу, третьим дали порисовать. Уже через 9 минут те дети, которые смотрели мультики, хуже справлялись с тестами на определение интеллектуальных способностей.
Как же защитить своего ребенка от телефонной зависимости?
Первое и самое главное правило — не давать ребенку гаджет, по крайней мере, до 2 лет. Ну, а если он уже попал к нему в руки, то ни в коем случае не отбирать его. Иначе вы станете врагом номер один, потеряете контакт и доверие и уже ничего не сможете сделать. При том, что большая часть социальной жизни в современном мире происходит онлайн, отнять гаджет — это все равно, что запереть в изоляторе. Лучше соблюдать советы психологов:
• Ограничить время, которое ребенок проводит у экрана. Детям от 2 до 5 лет педиатры рекомендуют разрешать пользоваться цифровыми медиа не больше 1 часа в день.
• Педиатры советуют выработать четкие правила пользования гаджетами для всей семьи. Например, определить пространства, свободные от гаджетов: кухню, гостиную или машину.
• Настоять на том, что час перед сном дети ничего не смотрят.
Вот тут можно рассчитать, сколько времени перед экраном отвести ребенку, учитывая школьные часы, домашнее задание и другие занятия.
Чтобы добиться большего эффекта, можно проявить солидарность и ввести ограничения и для себя. Тут можно посмотреть пример такого семейного кодекса. Важно помнить, что родители берутся соблюдать установленные правила не менее чистосердечно, чем их дети.
И не забывайте, что, кроме правил, у детей должны быть права. Если ребенок не получает то, что ему действительно нужно, он будет нарушать правила, спорить, врать и скрываться. Он станет уважать ваши правила, если вы будете уважать его мотивы и права.
Но разве ограничения когда-нибудь реально работали?
Конечно, ребенку не стоит просто запрещать пользоваться телефоном, лучше предложить достойную альтернативу
Ограничивая пользование ребенком гаджетами, освободившееся время нужно заполнять активностями, в которых он получит то, что технологии ему недодают. Отличной заменой смартфону может стать поход в музей. И не стоит разочарованно качать головой, по сути это те же самые зрительные впечатления, что ребенок получает, смотря в экран телефона, только помноженные на физическое присутствие. Главное — правильно подать эту идею.
Дети до 5–6 лет живут в мире образов, их интересует все яркое (особенно красное). В первое время лучше смотреть на простые композиции, изображения узнаваемых животных и людей. Для этого отлично подходят работы импрессионистов. Дети от 8 до 10 лет уже смогут выдержать рассказ о картине и самом художнике, только не очень длинный. А еще им будут интересны пейзажи и все, что пробуждает фантазию. К примеру, показывая работы Лучо Фонтаны (художника, который разрезал холсты), можно спросить: «А что ты видишь за прорезями в холсте?» Важно не спорить с ребенком, а давать ему возможность высказаться
Детям 13–15 лет важно не навязать свою точку зрения, а заинтересовать. На первый план выходит личность, герой, поэтому им интересны истории о том, как и почему художник стал знаменит. Прекрасно подойдут Рембрандт, Гоген, Ван Гог. Рассказывайте о том, сколько картина стоит, в какой период жизни художник ее написал, как долго над нею работал, какие параллели прослеживаются между событиями в его личной жизни и изображением на картине. Также ребенку будут интересны разговоры о символах, изображенных на картинах
Всем детям, вне зависимости от возраста, интересно то, из чего сделана та или иная работа. Поэтому, если будет возможность, стоит сводить ребенка в мастерскую к художнику или скульптору. Нужно рассказывать о техниках, а также о том, как художник работает. Так вы точно подогреете интерес ребенка к искусству.
Тот у кого в душе светит солнце, будет видеть солнце даже в самый хмурый день.
Конфуций